Г.Спенсер - родоначальник “органицистской школы” в социологии
Введение
В позитивистской социологии XIX в. одним из самых крупных представителей наряду с Огюстом Контом был английский мыслитель Герберт Спенсер (1820-1903). При его жизни введенное Контом понятие «социология» еще недостаточно утвердилось в научном обиходе; распространение получили «конкурировавшие» с ним наименования «социальная наука», «социальная физика» и «социальная физиология». Спенсер отдал предпочтение наименованию «социология» в качестве обозначения новой науки об обществе.
С именем Спенсера связывают главным образом два подхода к рассмотрению общественных явлений:
1) понимание общества как организма, подобного биологическим существам и подчиняющегося тем же законам организации, функционирования и развития;
2) учение о всеобщей эволюции, распространяющееся на любые явления неорганического, органического и надорганического (социального) мира. Его выдающийся труд «Синтетическая философия» (1896 г.) представлял собой обширную работу, содержащую тома, посвященные принципам биологии, психологии, морали и социологии. Больше всего он запомнился доктриной социального дарвинизма, согласно которой принципы эволюции, включая естественный отбор, применимы к человеческим обществам, социальным классам и индивидуумам, а также к биологическим видам, развивающимся в течение геологического времени. Во времена Спенсера социальный дарвинизм использовался для оправдания невмешательства в экономику и минимального государства, которые, как считалось, лучше всего способствовали неограниченной конкуренции между людьми и постепенному улучшению общества через «выживание наиболее приспособленных» - термин, который ввел сам Спенсер.
Важно рассмотреть влияние семьи на формирование Спенсера как ученого. Отец Спенсера, Уильям Джордж Спенсер, был школьным учителем, и религиозные убеждения его родителей внушали ему несогласие, которое сохранялось даже после того, как он отказался от христианской веры. Спенсер отклонил предложение своего дяди, преподобного Томаса Спенсера, отправить его в Кембриджский университет, и, как следствие, его высшее образование было в значительной степени результатом его собственного чтения, которое касалось главным образом естественных наук. Несколько месяцев он был школьным учителем, а с 1837 по 1841 год - инженером-строителем железной дороги.
Содержание
Введение 3
Философия Герберта Спенсера 5
Синтетическая философия в общих чертах Герберта Спенсера 5
Социология и социальная философия 5
Метафизика 6
Промежуточный вывод 7
Ключевые идеи 7
Общество как социальный организм 7
Эволюционные фазы обществ 9
Индустриальные и военные общества 10
Высший человек и высшая форма общества 11
Критика аналогии биологических организмов и общества 12
Критика идеи «индустриального общества» и социального порядка 12
Критика концепций «выживания наиболее приспособленных» и «невмешательства правительства» 13
Промежуточный вывод 14
Научные притязания 14
«Первые принципы» 14
«Принципы Социологии» 15
«Либеральный» утилитаризм Спенсера 18
Рациональный утилитаризм против эмпирического 21
Политические права 25
Заключение 26
Список литературы не найден
По понятным причинам теории Спенсера неспособны привлекать внимание многих современных социологов-гуманистов. Его понятие выживания наиболее приспособленных и устранения непригодных, особенно бедных людей, кажется сомнительной идеей в современном обществе. Хотя он поддерживал индивидуальную благотворительность, он отрицал важность государственного вмешательства в сокращение бедности. Опять же, аргумент Спенсера об «отсутствии вмешательства правительства» в сокращение бедности вызывает споры. Трудно сократить бедность просто за счет зависимости только от индивидуального вклада и без вмешательства и инициативы со стороны государства. Во многих странах, правительственные инициативы по сокращению бедности доказали плодотворно. Таким образом, «непригодные» люди этих обществ были «приспособлены» к жизни в обществе с помощью государственного вмешательства. В большинстве в развивающихся и слаборазвитых стран мира правительство принимает инициативы по снижению уровня бедности. Оставление таких услуг, как образование и здоровье, в руках частного сектора, может привести к коммерциализации этих основных потребностей.
Таким образом, есть шанс, что будут расти нездоровая и неэтичная конкуренция (иногда также коалиция) между конкурирующими службами-провайдерами. В результате либо стоимость этих основных услуг вырастет, либо качество этих услуг может упасть.
После более чем ста лет со смерти Спенсера, анализируя текущее состояние общества, можно сказать, что отсутствие правительственного вмешательства может создать проблемы для общества и индустриальное общество не сможет создать описанного им «окончательного человека».