Развитие мелкой моторики и коммуникативных умений у детей раннего дошкольного возраста посредством использования пальчиковых игр и упражнений
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке , тем ребёнок умнее… »
В.А Сухомлинский
Речь - это один из великих подарков природы человеку. Благодаря ей мы имеем свои взгляды и мировоззрения. Основой для развития всех видов деятельности у ребенка является речь, поэтому так важно развивать коммуникативные умения. Благодаря научным трудам Ивана Михайловича Сеченова, Ивана Петровича Павлова, Алексея Алексеевича Ухтомского, Владимира Михайловича Бехтерева, было доказано, что мелкая моторика (точные скоординированные движения пальцев рук и кистей) взаимосвязаны с коммуникативными способностями. Современные исследователи Митрофан Семёнович Аксенов, Татьяна Александровна Ткаченко и другие сходятся во мнениях, что развитие точных скоординированных движений пальцев рук важно для коммуникативного развития детей, потому что в коре головного мозга центы, отвечающие за мелкую маторику и коммуникативые способности расположены не далеко друг от друга и взаимосвязаны. У ребенка на подушечках его пальцев нахадятся нервные окончания, они посылают импульсы в мозговой центр,а это стимулирует развитие детского мозга. Речь прямопропорционально зависит от развития тактильно - двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувств познания.
Оглавление
1. Обоснование необходимости проекта. 4
2. Паспорт педагогического проекта 6
3. Стратегия и механизм реализации проекта. 7
4. Рабочий план реализации проекта 8
4.1. Подготовительный этап. 8
4.2. II этап - практический этап. 9
4.3. Заключительный этап 17
5. Принципы содержания проекта. 18
6. Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта. 19
7. Оценка эффективности реализации проекта. 19
8. Оценка рисков. 20
9. Результаты реализации проекта. 21
10. Дальнейшее развитие проекта. 22
11. Заключение. 22
Список литературы. 23
Приложение 1. Диагностика развития мелкой моторики у детей первой младшей группы. 24
Приложение 2. Диагностика развития речи у детей 2-3 лет. 27
Приложение 3. Анкетирование родителей. 29
Приложение 4. Конспект родительского собрания. 32
Приложение 5. Буклеты для педагогов и родителей. 36
Приложение 6. Памятка для родителей «Пальчиковая гимнастика-играем всей семьей». 38
Приложение 7. «Развитие мелкой моторики и коммуникативных умений у детей раннег дошкольного возраста посредством использования пальчиковых игр и упражнений». 41
Приложение 8. Конспект ООД по лепке: «Весеннее солнышко» в 1-ой младшей группе. 45
Приложение 9. Конспект открытого занятия ООД по развитию речи "Моё тело" в первой младшей группе. 47
Приложение 10. Конспект ООД по нетрадиционному рисованию: "Солнышко и лучики" в 1-ой младшей группе. 49
Приложение 11. Консультация для родителей: «Развитие коммуникативных способностей у детей билингвов в первой младшей группе». 51
Приложение 12. Консультация для родителей в первой младшей группе: "Для чего нужна мелкая моторика?" 53
Приложение 13. Консультация родителей по развитию речи детей первой младшей группы. 56
Приложение 14. Создание и пополнение ППРС по развитию мелкой моторики и коммуникативному развитию. 58
1. Аксeнoвa М. Рaзвитиe тoнких движeний пaльцeв рук у дeтeй с нaрушeниeм рeчи. Дoшкoльнoe вoспитaниe. - 2010.
2. Вераксы Н.Е., Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред - М.: Мозаика-Синтез, 2014.
3. Гaлянт И. Пaльчикoвыe игры . Дoшкoльнoe вoспитaниe. - 2011.
4.Деева Н.В."Игровые здоровьесберегающие технологии: психогимнастика, зарядка для глаз, пальчиковые игры" Издательство : Учитель 2020г.
5Ковалева, А. Развитие речи и мелкой моторики руки .Дошкольная педагогика. – 2016.
6. Нугаева Р.Р. Связь мелкой моторики с игровой деятельностью и ее влияние на развитие личности дошкольника. Молодой ученый. - 2013.
7. ПоповаГ.П."пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет ФГОС ДО"
8.Сергеева, Г. Пластилиновая сказка: развиваем мелкую моторику. Дошкольное воспитание. - 2014
9. Шатлова, С. Н. Анонова, О. Рябинина. Играем пальчиками – развиваем речь С. Шатлова, Дошкольная педагогика. – 2015.
В своей работе использую такие принцыпы, как:
• Основополагающий принцип - это принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребёнка и формирование способностей, интересов, склонностей,положительных взаимоотношений между детьми;
• Принцип систематичности и последовательности - предполагает усвоение учебного материала в определённом порядке, системе;
• Принцип наглядности и учет возрастных и индивидуальных особенностей - "золотое правило дидактики" - основная информация усваивается ребёнком через зрительное и слуховое восприятие;
• Принцип усложнения (от простого к сложному);
• Принцип интеграции образовательных областей;
• Принцип поиска ассоциаций - это вопросы "провокаторы", с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает мышление, фантазию ребёнка;
• Принцип доступности - предполагает соотнесение содержания, характера и объёма дидактического материала с уровнем развития подготовленности детей;