Пути развития христианства в XVII веке
Введение
С момента крещения Руси князем Владимиром в 988 г. жизнь русского человека стала теоцентрична- познание и исполнение Божьей воли отныне рассматривалось как основная задача человеческой жизни. На этом нелегком пути к познанию абсолюта немалую роль играл институт церкви: несмотря на то, что в своем “Послании к Ефесянам” апостол Павел возвышенно провозглашает церковь телом Христовым, в обыденной жизни церковь воспринималась более приземленно- как посредник между Богом и людьми. Перенятая Владимиром византийская модель также предполагала особые отношения между церковью и государством, которые основывались на принципе симфонии. Исходя из этого принципа, правитель становился единственным и полноправным посланником Бога на земле, а Царство земное становилось отражением Царства небесного. Такие прочные церковно-государственные отношения ставили институт церкви во главе угла всей социальной, политической и экономической жизни страны. Таким образом, изучение исторического развития Ру
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Раскол русской православной церкви 5
1.1 Предпосылки церковной реформы 5
1.2 Содержание и реализация реформ 6
Глава 2. Старообрядцы как отражение эпохи 6
Заключение 6
Список использованной литературы 7
Список использованной литературы
Священник Даниил Сысоев. Строительство Дома Божия. Толкование на Послание к Ефесянам —М.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева», 2018.
Русская история / В.О. Ключевский. - М.: Олма Медиа Групп, 2013. - 447 с.
Шмидт В.В. Патриарх Никон и его наследие в контексте русской истории, культуры и
мысли: опыт демифологизации. Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук / В.В. Шмидт. Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. Москва, 2007.
П. И Мельников (Андрей Печёрский), Собрание сочинений в восьми томах, Москва, 1976.
С. А. Токарев «Религия в истории народов мира», Москва 1965.
«Христианство», энциклопедический словарь, том I, Москва 1993.
Борисов Н.С. «Церковные деятели средневековой Руси XVIII - XVII вв.» М.; издательство МГУ; 1988 год.
«Русское православие: вехи истории» (Щапов Я.Н., Волков М.Я. и др.) М.; Политиздат, 1989 год.
Собор 1966 года, созванный царем Алексеем Михайловичем, фактически обрек всех несогласных в лучшем случае на гонения, а в худшем на смерть. Однако многие люди не готовы были променять веру своих предков на иноземные приблуды, начался массовых исход старообрядцев в леса и труднодоступные местности. Там они строили скиты и продолжали быть верными последователями “старой” веры. Раскольники были убеждены в том, что принятые Никоном реформы кощунственным по своей природе и что со страниц переписанных богословский книг прокрадывается тень Антихриста. Их непоколебимая вера в то, что и царь, и бывший Патриарх являются слугами сатаны, приводила к распространенным тогда мыслям о грядущем конце света. Старообрядческие проповедники учили, что спастись от кары можно лишь “вторым огненным крещение” или, проще говоря, через самосожжение. В итоге многие раскольники устраивали так называемую “гарь”, в результате которой по общим подсчетам исследователей погибло около 20 тыс. человек.В ряды раскольников нередко входили церковные служители: одни были оскорблены кощунством проведенных реформ, другие же были недостаточно образованны, чтобы читать переизданные богословские книги и вести на них службы. Огромная доля старообрядцев состояло из выходцев из крепостного сословия, которые в лесных скитах искали не столько истинной веры, сколько простой человеческой свободы. Нередко среди раскольников можно было встретить лица из высших сословий. Самыми известными противницами церковных нововведений были боярыня Морозова и княгиня Урусова