Сравнительный анализ освещения специальной военной операции в Украине зарубежными и российскими СМИ (на примере РИА Новости, Ленты.ру, Meduza.io, BBC News и CNN)
ВВЕДЕНИЕ
Средства массовой информации в современности включают в себя, информационные агентства, газеты, журналы, радио, интернет-издания, телевидение, а также уже новые платформы распространения, например, паблики в Telegram, ВКонтакте и других соцсетях. Все они могут по-разному передавать одну и ту же новость, это зависит от множества факторов: страна, тип СМИ, редакционная политика и так далее.
Круг обязанностей журналиста обширен – он может писать новости и статьи, редактировать материалы, делать репортажи и брать интервью. Во многих случаях журналист может объединять несколько дел в одно. В одном случае журналист неотрывно следит за новостями и обеспечивает своевременный выход проверенной, обработанной, обобщенной и отредактированной информации в своем СМИ, пишет для него аналитические материалы, работает в эфире. В другом случае он за пределами редакции общается с источниками информации, интервьюирует прохожих, присутствует на месте событий и описывает увиденное и услышанное.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТРЕБОВАНИЯ К ЖУРНАЛИСТУ ПРИ ОСВЕЩЕНИИ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ 7
1.1. Специфика и правила работы журналиста в зоне военного конфликта 7
1.2. Возможности выбранных СМИ в рамках освещения СВО в Украине 10
1.3. Военные корреспонденты российских и западных СМИ, работающие в зоне СВО 13
1.4. Работа российских журналистов на территориях Украины, подконтрольных Киеву 15
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ ВЫБРАННЫХ СМИ О СОБЫТИЯХ В ЗОНЕ СПЕЦОПЕРАЦИИ В УКРАИНЕ 20
2.1. Методы исследования и аналитики работы выбранных СМИ в зоне проведения СВО в Украине 20
2.2. Разбор публикаций выбранных СМИ до и после начала спецоперации на Украине 21
2.3. Структура публикаций в выбранных СМИ. Интерпретация событий 40
2.4. Анализ публикаций на соответствие журналистским стандартам и правилам 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 05.12.2022) "О средствах массовой информации"
2. Федеральный закон от 4 марта 2022 года № 32-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Учебники, учебные пособия и книги
3. Амзин А. А., Интернет-журналистика. Как писать хорошие тексты, привлекать аудиторию и зарабатывать на этом: АСТ – 2020. 400 с.
4. Баранова А. С. Специфика работы журналиста в зоне вооруженного конфликта / Баранова А. С. – ЛОМОНОСОВ-2021, Материалы XXVIII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Севастополь, 2021. – 116-117 с. Текст: электронный // eLIBRARY. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46177850 (Дата обращения: 27.12.2022)
5. Баранова, Е. А. Конвергентная журналистика: учебное пособие для вузов / Е. А. Баранова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 156 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13584-8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511064 (дата обращения: 31.01.2023).
6. Колесниченко А. В. Заголовок, лид и концовка: Глава 10 // Практическая журналистика: Учебное пособие. Москва: Издательство Московского университета, 2008.
7. Колесниченко А. В. Прикладная журналистика: Учебное пособие // Издательство Московского университета, 2008. – 70 с.
8. Колесниченко, А.В. Практическая журналистика. Учебное пособие // Haller M. Recherchieren. Ein Handbuch für Journalisten. München: Ölschläger, 1991. P. 178.
9. Малькольм Ф. Мэллет. Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы/ Малькольм Ф. Мэллет (ред.-сост.) - Изд-во: «Права человека», 1998. - 101 с.
10. Тертычный, А. А. Аналитическая журналистика. Учеб. пособие для студентов вузов – М.: Аспект Пресс, 2010. – С. 35.
11. Тюкаева Т. И., Мирополитическое влияние глобальных СМИ в современном мире: конструктивистский подход: Вестник МГИМО-Университета, 2017., 271 с. [Электронный ресурс] // URL: https://www.vestnik.mgimo.ru/jour/article/view/730/715 (Дата обращения: 23.12.2022).
12. Шевченко, Д. А. Создание коммерческого предложения: учебник: [16+] / Д. А. Шевченко. – Москва: Директ-Медиа, 2022. – 208 с.
13. Шевченко Д. А. Рынок и рыночные отношения в России: экономический и социологический анализ // Практический маркетинг. 2011. № 3. С. 4–12.
14. Шевченко, Д. А. Цифровой маркетинг: учебник: [16+] / Д. А. Шевченко. – Москва: Директ-Медиа, 2022. – 185 с.: ил., табл. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=686507
15. Шостак, М. И. Новостная журналистика. Новости прессы: учебник и практикум для вузов / М. И. Шостак. — 2-е изд., доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 192 с. [Электронный ресурс] // URL: https://urait.ru/bcode/512579 (Дата обращения: 27.12.2022).
16. Журналистика
Со временем издания стали выборочно писать материалы даже со ссылкой на украинских чиновников. Так, 15 декабря на сайте РИА Новости было опубликовано сообщение о повреждении объектов инфраструктуры в Николаевской области в результате российского удара. При этом в начале спецоперации российские СМИ не позволяли себе публиковать подобного рода сообщения, ожидая только официальную реакцию от Минобороны РФ.
Стоит отдельно отметить, что РИА Новости, а также ряд других российских государственных СМИ нередко публикуют материалы с "кричащими" заголовками с комментариями поляков, болгар, американцев, англичан и представителей других стран. Однако в действительности же эти СМИ лишь отбирают негативные комментарии пользователей под материалами зарубежных СМИ в потоке всех реакций пользователей.
Проблема РИА Новости заключается в том, что это государственное информационное агентство,