Современные теории международной торговли и основные направления повышения конкурентоспособности России
Введение
Мировая торговля является наиболее распространенной формой международных отношений. В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства.
Суверенные государства, как и отдельные лица и регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить.
В современных условиях активное участие стран в мировой торговле связано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использовать имеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники, в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики.
Актуальность темы курсовой работы. В этой связи значительный интерес представляет изучение как теорий, раскрыв
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования международной торговли 5
1.1 Сущность и особенности международной торговли 5
1.2 Развитие теорий международной торговли на современном этапе 8
Глава 2. Анализ международной конкурентоспособности Российской Федерации 15
2.1 Уровень конкурентоспособности Российской Федерации в международной торговле 15
2.2 Проблемы и направления повышения конкурентоспособности Российской Федерации в условиях международной торговли 20
Заключение 25
Библиографический список 27
Библиографический список
1. «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (утв. Минфином России) – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_334706/ (дата обращения: 28.02.2023).
2. Бабурина, О. Н. Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник / О.Н. Бабурина. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 275 с.
3. Волгина, Н. А. Международная торговля : учебник / Н.А. Волгина. — Москва : КНО-РУС, 2018. — 274 с.
4. Гуреева, М. А. Мировая экономика: учебное пособие / М. А. Гуреева. — Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2021. — 368 с.
5. Дерен, В. И. Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник и практикум для вузов / В. И. Дерен. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 588 с.
6. Кузнецова, Г. В. Россия в системе международных экономических отношений : учебник и практикум для вузов / Г. В. Кузнецова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 393 с.
7. Международная торговля : учебник для вузов / Р. И. Хасбулатов [и др.] ; под общей редакцией Р. И. Хасбулатова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 405 с.
8. Международные экономические отношения в глобальной экономике : учебник для вузов / И. Н. Платонова [и др.] ; под общей редакцией И. Н. Платоновой. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 528 с.
9. Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник для бакалавров / под ред. д.э.н., проф. И. П. Николаевой, д.э.н., проф. Л. С. Шаховской. – 2-е изд., стер. – Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. – 240 с.
10. Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник / под ред. В. К. Поспелова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 370 с.
11. Мозгоев, А. М. Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник / А. М. Могзоев. — Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2020. — 228 с.
12. Нуралиев, С. У. Международная торговля : учебник / С.У. Нуралиев. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 307 с.
13. Овчаренк
Современные или альтернативные теории международной торговли получили широкое распространение во второй половине XX – начале XXI вв. Они направлены на анализ современных тенденций развития международной торговли. Критически переосмысливая сложившиеся традиционные подходы, авторы альтернативных теорий создали новые оригинальные концепции.
Самой распространённой теорией данной школы является теория технологического разрыва. Доказательная база этой теории была представлена английским экономистом М. Познером в начале 60-х гг. XX в. Он составил предположение, что одна из развитых стран в результате какого-то открытия имеет принципиально новую технологию или товар, которым заинтересованы другие страны. В таком случае будет осуществляться торговля даже между теми страны, у которых одинаковый уровень ресурсообоспеченности. В результате такого преимущества у одной из стран, появляется технологический разрыв между странами. Но стоит отметить, что технологические новшества не могут быть полностью узурпированы одной из стран, со временем эти достижения становятся доступны и для других стран. В итоге технологических