Формирование иноязычной языковой компетенции в начальной школе в парадигме личностно-развивающего языкового образования
Аннотация: Данная статья посвящена проблеме формирования языковой компетенции младших школьников в рамках личноcтно-развивающего подхода в языковом образовании. В ней рассматриваются требования ФГОС к результатам овладения языковой компетенцией младшими школьниками и представляется разработанная лингводидактическая модель языковой компетенции младших школьников, которая отражает идеи и задачи личностно-развивающего образования. В статье также дается определение языковой компетенции и описание компонентов разработанной лингводидактической модели формирования языковой компетенции в начальной школе.
Ключевые слова: языковая компетенция, языковые способности, учебно-познавательная способность, общеучебные и специальные учебные умения, личностно-развивающий подход, коммуникативно-когнитивный подход.
Литература
1. Никитенко З.Н. Личностно-развивающее иноязычное образование в начальной школе: Монография / З.Н. Никитенко. 3-е изд. – М.: Прометей, 2019. – 356 с.
2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 231 с.
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. – М. : Просвещение, 2016. – 342 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки Российской Федерации ; [ред. Н. В. Гончарова]. – 3-е изд., перераб. – Москва : Просвещение, 2016. – 45 с.
В соотве!тствии с идеями личностно-развивающего обучения в языковом образовании, в содержании лингводидактической модели языковой компет!енции в начальной школе были выделены компо!ненты:
языковые и теоретические знания в основе языковой компетенции,
языковые способности, которые развиваются в процессе овладения языковой компетенцией и характеризуют более высокий уровень ее владения;
языковые навыки на фонологическом, лексическом, грамматическом, семантическом, орфоэпическом, орфографическом уровнях языка; речевые навыки в устной и письменной речи;
рефлексивные умения, в состав кото!рых входят рефлексивные учебные умения: рефлексивный контроль/самоконтроль и рефлексивная оценка/самооценка младшего школьника;
общеучебные и специальные учеб!ные умения, кото!рые формируются у обучающегося в процессе овладения языковой