Сравнительный анализ уровня культуры речи современных журналистов на примере периодических печатных изданий
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время средства массовой информации (далее СМИ), в частности газеты, играют исключительно важную роль в жизни людей, формируя общественное мнение. Именно в газетах освещаются события, которые происходят в мире.
Основным проявлением культуры речи СМИ является культура речи газеты. Если телевидение и радиовещание - это основные пропагандисты культуры устной речи, то газете как письменной речи в сознании большинства читателей отдаются приоритеты.
Известно, что речь средств массовой информации, с одной стороны, отражает процессы, происходящие в обществе, а с другой – оказывает существенное влияние на формирование норм речевого поведения, оказывает влияние на мышление, на мировосприятие.
За прошедшие два десятилетия облик русского литературного языка изменился. Очевидны перемены в таких его разновидностях, как художественная научная, публицистическая литература. С одной стороны, язык печатных изданий обогащает литературный язык, а с другой стороны видна негати
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 7
1.1 Анализ понятий «Культура речи» и «Письменная речевая культура». 7
1.2 Культура речи журналиста и ее роль в журналистской деятельности 14
1.3 Характеристика особенностей речевой культуры в СМИ 22
ГЛАВА 2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ 34
2.1 Особенности печатных СМИ 34
2.2 Сравнительный анализ периодических изданий 37
Выводы по второй главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Л.К. Граудиной, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева. — М.: Норма: ИНФРА, 2000.
2. Сковородников А. П. Экология русского языка. Словарь лингвоэкологических терминов / А. П. Сковордников. 2-е изд., стер. Москва: Флинта, 2018. 381 с.
3. Трудности русского языка: словарь-справочник / В. Н. Вакуров [и др.]; под ред. Л. И. Рахмановой. 5-е изд., стер. Москва: Флинта, 2017. 607 с.
4. Абрамов, В.П., Абрамова, Г.А. Текст современных массмедиа / Историческая и социально-образовательная мысль. Том 8 №5/2, 2016.
5. Бобров, А.А. Азы и тонкости журналистики: введение в профессию / А.А. Бобров. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018. – 245 с.
6. Введение в профессию. Журналистика: учебное пособие для бакалавров. – Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина,2020 – 84 с.
7. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. 2-е изд., испр. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. 544 с.
8. Галкина-Федорук Е. М. Современный русский язык: лексикология, фонетика, морфология: учебное пособие / Е. М. Галкина-Федорук, К. В. Горшкова, Н. М. Шанский. 4-е изд. Москва: Изд-во Моск. ун-та, 2015. 408 с.
9. Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учеб. пособие. — М.: Высшая школа, 2000
10. Дускаева Л. Р. Стилистика официально-деловой речи: учебное пособие / Л. Р. Дускаева, О. В. Протопопова. 2-е изд., испр. Москва: Академия, 2012. 264 с
11. Дятлова А. Е. Интервью в сетевых медиа: речевые средства установления контакта: автореф. дис. ... докт.филол. наук, г, 2018 – 111 с.
12. Клушина, Н.И. Коммуникативная стилистика публицистического текста /Мир русского слова. – СПб.: Изд-во Общество преподавателей русского языка и литературы, 2017. – №2.
13. Князев И.В. Опыт исследования темпоральной динамики развития значений слов в русском языке // Психолингвистика и лексикография: сборник научных работ / Науч. ред. А.В. Рудакова. – Воронеж: ООО «Издательство РИТМ», 2020. – Вып. 7. – С. 34–47.
14. Колесниченко А. В. Основы журналистской деятельности: учеб. пособ. для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 341 с.
15. Котюрова
Культура речи – один из уровней общего развития человека. Он характеризуется владением нормами устной и письменной форм литературного языка. К ним относятся правила произношения, умение верно расставлять ударения, писать без грамматических ошибок, употреблять слова согласно их значению.
Кроме того, культура речи характеризуется навыком использования различных выразительных языковых средств в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием изложения.
Важную роль в формировании культуры устной и письменной речи играет речевая деятельность, которая является весьма разнообразной. Ее главная функция заключается в выработке умений в части регулирования отбора и употребления языковых средств в рамках речевого общения, культура речи способствует формированию сознательного отношения к их применению.
Письменная речь фиксируется на бумажном носителе. Из форм существования языка она занимает второе место. Ее отличительной особенностью является