Актуальные вопросы развития логического мышления студентов педагогического колледжа
Аннотация: Представлены материалы диагностического исследования уровня развития логического мышления обучающихся ГАПОУ «Кузбасский педагогический колледж», а также некоторый опыт преодоления противоречия между государственным заказом на выпускника системы среднего профессионального педагогического образования и уровнем развития обучающихся поколения Z. Для проведения исследования применялись методика Э.А.Коробковой «Сложные аналогии» и метод анкетного опроса. Полученные данные интерпретируются и используются для построения работы по развитию логического мышления обучающихся. Результаты могут быть применены как для организации учебной работы образовательного учреждения, так и для осуществления профессиональной подготовки по отдельным учебным дисциплинам, междисциплинарным курсам.
Ключевые слова: профессиональное педагогическое образование, характеристики будущего педагога, характеристики обучающихся поколения Z, логическое мышление, логические операции, суждения, причинно-следственные связи, мыслительные действия, читательский интерес, способы работы с обучающимися, приемы работы.
Содержание не найдено
Список литературы
1. Баженова, В.В. «Развитие логического мышления студентов — будущих педагогов — на практических занятиях по психологии посредством применения логических упражнений» [Электронный ресурс] // – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-logicheskogo-myshleniya-studentov-buduschih-pedagogov-na-prakticheskih-zanyatiyah-po-psihologii-posredstvom-primeneniya/viewer свободный. - 2023. - 01февраля
2. Гоноболин, Ф.Н., О некоторых психических качествах личности учителя // Вопросы психологии. — 1975. — № 1.
3. Каверин Ю.А. Профессионально важные качества и умения учителя [Электронный ресурс] // – Режим доступа: https://pedsovet.org/article/professionalno-vajnye-kachestva-i-umeniya-uchitelya свободный. - 2023. - 01февраля
4. http://static.government.ru/media/files/5hVUIZXA2JMcPrHoJqfohMeoToZAwtA5.pdf свободный. - 2023. - 01февраля.
5. Краткий психологический словарь. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. – 512 с.
6. https://docs.google.com/viewer?a=v&pid=sites&srcid=ZGVmYXVsdGRvbWFpbnxwc2lob2xvZ2ljZXNrYWFsYWJvcmF0b3JpYXxneDplYTY2NTdhODkzNzI5ZTk свободный. - 2023. - 01февраля.
7. https://science.vvsu.ru/scientific-journals/journal/current/article/id/2145313176/2017_1_14osobennosti_obucheniia свободный. - 2023. - 01февраля.
8. https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2019/11/10/aktualnye-voprosy-razvitiya-logicheskogo свободный. - 2023. - 01февраля.
9. Пестерева, О.А Особенности обучения поколения Z: проблемы и пути решения [Электронный ресурс] // – Режим доступа: https://www.bsu.ru/content/page/21087/4-osobennosti-obucheniya-«pokoleniya-Z»-problemi-i-puti-resheniya.PDF свободный. - 2023. - 01февраля.
10. Фетискин, Н.П., Козлов, В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. [Текст] / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов и др.– М. 2002. – 336 с.
11. Яковлева, Е.В. Учет психологических особенностей мышления студентов в процессе формирования логической культуры [Электронный ресурс] // – Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/uchet-psihologicheskih-osobennostey-myshleniya-studentov-v-protsesse-formirovaniya-logicheskoy-kultury свободный. - 2023. - 01февраля.
Из всего числа опрошенных только 5,1% (17 человек) показали высокий уровень развития логического мышления, набрав 18 баллов (3,3% - 11 человек) и 17 баллов (1,8% – 6 человек). В основном это обучающиеся выпускных групп.
19,2% испытуемых (64 человека) имеют средний уровень развития логического мышления, а основная доля – 75,7% (252 человека) имеют низкий уровень развития логического мышления. Из них 8,1% (27 человек) набрали всего от 0 до 2 баллов: 0 баллов - 0,6% (двое обучающихся), 1 балл - 1,2% (четверо обучающихся), 2 балла - 6,3% (21 обучающийся).
Полученные данные подтверждаются исследованиями педагогов-практиков. Так, Яковлева Е.В. в своей статье «Учет психологических особенностей мышления студентов в процессе формирования логической культуры» отмечает, что «большинство студентов-первокурсников Поволжья не владеют даже минимумом логических умений, необходимых для успешного обучения в вузе. Многие из них испытывают большие трудности в усвоении материала, заучивают наизусть определения, правила, доказательства, они не могут дать определения