Тревожность школьников 9-х и 11-х классов
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что последний год обучения в школе всегда связан с различными волнениями. Приближение экзаменов и выпускного вечера вызывает у многих учеников рост уровня тревожности. Это ухудшает их качество жизни и иногда сказывается на здоровье. Школьники в силу небольшого жизненного опыта и молодого возраста не всегда замечают увеличение тревоги, которая может мешать раскрыть свой потенциал, стать успешнее в обществе.
Тема тревожности достаточно хорошо изучена, созданы научно-исследовательские работы, различные тесты, методики, опросники, выявляющие такое состояние. Но проектов, посвящённых именно тревожности школьников 9-х и 11-х классов, мало. Наша работа должна помочь подросткам преодолевать стресс на протяжении всего года обучения и в период времени перед экзаменами, поэтому она является актуальной.
Предметом исследования в нашей работе стал уровень тревожности учеников выпускных классов МБОУ «СШ №50».
Объектом исследования
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ТРЕВОЖНОСТИ 5
1.1. Сущность понятия тревожности и факторы, ее повышающие 5
1.2. Причины возникновения тревожности и методы ее обнаружения 9
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ В 9-Х И 11-Х КЛАССАХ 15
2.1. Анкетирование школьников 15
2.2. Памятка для борьбы с тревожностью 9-м и 11-м классам 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Афонина, С. А. Высокая тревожность у молодежи: причины и способы преодоления / С.А. Афонина, Г.А. Каракьян // Молодой ученый. – 2021. – № 15 (357). – С. 291-293.
2. Звенигородская, М. А. Тревожность в современном обществе: определение, значение и влияние данного феномена на поведение людей / М.А. Звенигородская // Молодой ученый. – 2020. – № 4 (294). – С. 256-258.
3. Корепанова Н.Л. Тревожность. Её причины и следствия / Н.Л. Корепанова, О.В. Лебедева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 28. – С. 35–37.
4. Лихи Р. Свобода от тревоги. Справься с тревогой, пока она не расправилась с тобой / Р. Лихи. – СПб.: Питер, 2021. – 368 с.
5. Мисунов, С.Н. Понятие тревожности / С.Н. Мисунов // Вестник науки. – 2021. – № 2 (35). – С. 17-20.
6. Полшкова, Т. А. Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических исследованиях / Т. А. Полшкова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 107-110.
7. Щербатых, Ю.В. Методики диагностики тревоги и тревожности – сравнительная оценка / Ю.В. Щербатых // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2021. – №2. – С. 85-104.
8. Гиринская А. Тревожность: общее представление о понятии, признаках, причинах и способах «борьбы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.b17.ru/article/trevozhnost_obschee_predstavlenie/?ysclid=lctrz0i2z8704588063 (дата обращения: 10.01.2023).
9. 8 причин тревожности: на что стоит обратить внимание [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://style.rbc.ru/health/616056e19a79474eccbcbcac?ysclid=lctqm39ok5275059638 (дата обращения: 10.01.2023).
10. Тревожность // Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/?curid=13217&oldid=128125116 (дата обращения: 10.01.2023).
По графику видно, что пик исполнения тревожности наступает после восприятия какого-либо требования по работе как сложный вызов.
Таким образом, тревожность – склонность человека переживать из-за ожидания развития событий неблагополучным образом. Тревожность бывает личностной и ситуационной. Выделяют такие уровни тревожности, как чувство внутреннего напряжения, гиперстатические реакции, беспокойство, страх, чувство неизбежности, тревожное и страшное возбуждение.
1.2. Причины возникновения тревожности и методы ее обнаруженияПричины, которые способствуют возникновению чувства тревожности, являются многообразными. Все их условно можно разделить на субъективные и объективные. Первая группа причин связана с нервными представлениями об исходе события, которое предстоит перед человеком. Вторая группа включает в себя возникновение экстремальных условий, которые связаны с неопределенностью исхода событий: например, утомление, нарушение психики, беспокойство по