Философское осмысление агрессии как атрибута жизненного мира человека
Человек – существо, сочетающее в себе биологические и духовные черты, активный объект истории, носитель культуры и морали, именно ему приходится ежедневно переживать внутреннее противостояние добра и зла. Человеческая деструктивность всегда интересовала философов и мыслителей различных исторических эпох, религиозных и культурных течений, со временем данная форма активности была оформлена в качестве научной проблемы.
При философском исследовании феномена человеческой агрессии возникает ряд вопросов, среди которых: в каких ситуациях и в связи с чем индивиды ведут себя агрессивно, каков набор ключевых моментов и механизмов, стимулирующих агрессию, а также какие методы необходимо применять для предотвращения или контроля агрессивного поведения. Данные вопросы рассматривались
Содержание не найдено
1. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М: Республика, 2004 г.
2. Адлер А. Влечение к агрессии в жизни и в неврозе. Отчет о первом частном психоаналитическом собрании в Зальцбурге 27 апреля 1908 года (текст). Ижевск: Издательский дом «ERGO», 2011 г.
3. Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе. Очерки истории психоанализа. СПб: Алетейя, 1998 г.
4. Шлегель К. Новый порядок и насилие. Размышления о метаморфозах насилия // Вопросы философии. М.: Наука, 1995.
5. Богдан С. С. Человеческая деструктивность как форма агрессии: экзистенциально-гуманистический подход // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011.
Были сформулированы такие понятия, как «доброкачественная» и «злокачественная» агрессии. Под первым термином понимают агрессию, которая имеет общественное и культурное оправдание, под вторым – деструктивная агрессия, которая направлена на причинение боли окружающим ради собственного удовлетворения, что в конечном итоге оказывается пагубным не только для общества, но и индивида, который находится в состоянии агрессии.Австрийский психолог Альфред Адлер считал, что одной из движущих сил человеческой агрессии является страх, который возникает в зависимости от реакции индивида на поставленные или возникающие перед ним задачи, в том числе реализации в обществе. Яркими примерами развитого чувства страха, трансформировавшегося в жестокость и садизм со стремлением к власти, автор указывает человеконенавистнические политические режимы, такие как гитлеризм и сталинизм [2].
Не менее известный австрийский психол