Особенности формирования конкурентной среды в России в современных условиях
ВВЕДЕНИЕ
Рыночная ситуация не бывает постоянной, своевременные действия конкурентов могут резко изменить позицию и значимость предприятия на рынке. В условиях усиления конкурентной борьбы для каждого предприятия на первый план выходит задача сохранения и повышения собственной конкурентоспособности.
Конкурентная среда предполагает естественное состояние рыночных отношений, но при этом и особое состояние рынка, при котором производители побуждаются к активной предпринимательской деятельности, связанной с производством и сбытом продукции. Все это способствует достижению равенства возможностей для всех его участников и является важной движущей силой для экономического роста.
В России становление конкуренции и конкурентных условий происходило не эволюционным, а реформационным путем на основе создания институциональных условий в 90-е годы ХХ века. Процессы реформирования и становления новых форм хозяйствования сопровождались кризисами экономической и политической нестабильности, что
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНЦИИ……… 5
1.1. Понятие конкуренции и ее роль в экономике………………….. 5
1.2. Условия возникновения и виды конкуренции…………………. 8
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННАЯ ВНЕШНЯЯ СРЕДА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ…………………………………… 13
2.1. Понятие конкурентоспособности и ее свойства……………. 13
2.2. Конкурентные преимущества фирмы……………………….. 17
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ… 23
3.1. Конкурентная рыночная среда………………………………. 23
3.2. Формирование и развитие конкурентной среды………….... 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………... 31
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………… 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Конкуренция и конкурентоспособность: учебное пособие / А. Г. Мокроносов, И. Н. Маврина. – Екатеринбург: Изд-во Урал ун-та, 2014. – 194 с.
Маршалл А. Принципы экономической науки: В 3 т. М.: Прогресс, 1993. Т. 1. 415 с.
Янова В.В. Я64 Экономика. Курс лекций: Учебное пособие для вузов / В.В. Янова. — М: Издательство «Экзамен», 2005. — 384 с
Т.Б. Оберт Теория конкуренции: учебное пособие для студентов экономических специальностей. – Саратов: Изд-во «Саратовского государственного университета им Н.Г.Чернышевского», 2014. – 80с.
Е.В. Муравьева. Управление конкурентной средой: учебное пособие. Ульяновск: ФГБОУ ВПО «УлГУ». 2016. 191 с.
Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М.: Инфра-М, 2000. 312 с.
Комков Н. И., Лазарев А. В. Подходы к оценке экономической категории «конкурентоспособности» // Проблемы прогнозирования. 2007. № 4. С. 5–20.
Конкурентоспособность и модернизация экономики. В 2 кн. Кн. 2 /отв. ред. Е. Г. Ясин. – М.: ИД ГУ ВШЭ, 2014. – 477 с.
Овчаренко Н.А., Сидоренко Т.Н., Новикова Е.П. Основы управления развитием конкуренции в субъектах Российской Федерации. Учебное пособие. – Краснодар: Издательство: Краснодарский центр научно-технической информации (ЦНТИ). 2016. – 182 c
Котова, Н.Н. Управление конкурентоспособностью: учебное пособие / Н.Н. Котова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2019. – 66с.
Савельева Н. А. Управление конкурентоспособностью фирмы: учебник. Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 382 с.
Управление конкурентоспособностью: учебное пособие / Е.И. Мазилкина, Г.Г. Паничкина – М: Издательство: Омега-Л, 2009. – 328 с.
Беланова Н.Н., Трубчанинова Е.А. Развитие конкурентной среды и государственная промышленная политика // Экономика, предпринимательство и право. – 2021. – Том 11. – № 4. – С. 799-814.
Перечень показателей, характеризующих состояние конкурентной среды. [Электронный ресурс]. URL: [https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/lz7EfiCb/ c
Различия в трактовках категории «конкурентоспособность» обусловлены особенностями ее экономической сущности. Прежде всего следует отметить многоуровневый характер конкурентоспособности.
В современной экономике термин «конкурентоспособность» используется применительно к категориям разного уровня: конкурентоспособность товара, фирмы, отрасли, региона и, наконец, конкурентоспособность страны. Более наглядно различные уровни конкурентоспособности представлены на схеме (рисунок 2.1) [1, с.43].
Рисунок 2.1 - Пирамида конкурентоспособности
Источник: [1]
Между понятиями конкурентоспособности на разных уровнях существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость. В частности, страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависят от способности конкретных товаропроизводителей выпускать конкурентоспособные товары. Но, с др