Языковая политика в образовании как ориентир и источник развития общества в целом
В статье рассматривается актуальность исследования языкового образования как языковой действительности. Современное изучение языка исключает его рассмотрение только как средства познания. Роль, которую язык, будучи неотъемлемой частью национального самосознания народа, играет в процессах социализации личности, обусловливает необходимость исследования языкового образования как способа организации и осуществления общественного развития.
The article considers the relevance of the research of language education as a language reality. Modern study of the language excludes its consideration only as a means of cognition. The role that language, being an integral part of the national consciousness of the people, plays in the processes of socialization of the individual, necessitates the research of linguistic education as a way of organizing and implementing social development.
Ключевые слова: языковое образование, интегративность языка в образовательном процессе, роль образования в развитии общества.
Key words: language education, integrativity of the language in the educational process, the role of the education in the social development.
Список использованных источников
Беликов В. И., Крысин Л. П. Социолингвистика. М. : РГГУ, 2001.- 439 с.
Вербицкая Л.А.В Российской академии образования:ориентировать образование в будущее //Педагогический журнал Башкортостана.-2013.- № 6(49).- С.13-18.
Гумбольдт В. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества //Избранные труды по языкознанию. М., 1984. - С. 156-180.
Долгая О.И. Образование в Чехии в начале XXI века: государственная политика и новые цели //Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Философия.- 2003. -№2.- С.77-83.
Ищенко Е. Н. Современная эпистемология и гуманитарное познание : моногр. Изд-ва Воронеж, гос. ун-та, 2003. - 144 с.
Кант И. Критика чистого разума / пер. с нем. Н. Лосского. -М.: Эксмо, 2007. 736 с.
Кашкин В. Б. Бытовая философия языка и языковые контрасты // Теоретическая и прикладная лингвистика. Вып. 3. Аспекты метакоммуникативной деятельности. Воронеж, 2002. - С. 4-34.
Колшанский Г. В. Объективная картина мира в познании и языке. -М. : Наука, 1990.- 103 с.
Мамардашвили М. Закон инаконемыслия // Здесь и теперь. 1992. -№ 1.-С. 85-93.
Маркосян А. С. Всякий ли живой неродной язык иностранный? // Иностранные языки в школе. - 2004. - № 5. - С. 64-68.99. 184.
Мартине А. Основы общей лингвистики / пер. с фр. В. В. Шеворошкина, под ред. В. А. Звегинцева. M.: URSS, 2009.-221с.
Полякова А. А. Аксиологический диалог культур Россия -Испания: учеб.пособие. Оренбург : ИПК ГОУОГУ, 2005. - 76 с.
Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация : учеб. пособие. М. : Слово/Slovo, 2000. - 264 с.
Хайдеггер М. Время и бытие : пер. с нем. М. : Республика, 1993.- 447 с.
Piaget J. Language and Thought of the Child. London : Routledge & Kegan Paul, 1971.-286 p.
Russia Today.[Элетронный ресурс].URL: https://russian.rt.com/article/319814-vek-uchis-chto-govorit-yunesko-ob-obrazovanii/ (последнее обращение 15.01.2021).
Исходя из того, что родной язык может соответствовать национальности, но может и не совпадать с ней (особенно в условиях глобальных миграционных процессов), В.И. Беликов и Л.П. Крысин отличают понятие родного языка от этнического. Только сам человек определяет, какой язык для него родной.
Родной язык - это, по определению С.Г. Тер-Минасовой, «орудие познания, передачи информации и носитель культуры, он отражает мир, хранит и передаёт знание об этом мире, его видение данным народом, мироощущение. Одновременно он формирует носителя языка, который получает вместе с родным языком представления о реальном мире, его категоризацию т. п.» [9, с.264]. М. Мамардашвили описывал феномен родного языка как материю, обладающую такими свойствами как непрерывность и бесконечность. С его точки зрения, куда бы человек ни шёл и куда бы ни пришёл, он не может отступиться от своего бытия в ней и остается внутри этой бесконечности [10, c.85-93 ].
Далее рассмотрим