Диалог с В. Распутиным в романе Р. Сенчина «Зона затопления»
Все интерпретаторы романа Р. Сенчина «Зона затопления» (2015) отметили связь этого произведения с повестью В. Распутина «Прощание с Матёрой». В статье подробно рассматриваются различные аспекты этого творческого диалога, в ходе которого Сенчин, не ограничиваясь рамками одной распутинской повести, затрагивает глубинные слои художественной философии своего великого предшественника.
Ключевые слова: Сенчин, Зона затопления, Пожар, Распутин, Прощания с Матёрой, народ, хозяин, усталость.
Содержание не найдено
Библиографический список:
1. Ковтун Н.В. Историоризация мифа: от благословенной Матёры к Пылёво (об авторском диалоге В. Распутина и Р. Сенчина). Вестник Омского государственного педагогического университета. №. 4 (17). 2017. С. 82 – 86.
2. Мартазанов А.М. Идеология и художественный мир "Деревенской прозы" (В. Распутин, В. Белов, В. Астафьев, Б. Можаев) диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. Санкт-Петербургский государственный университет. Санкт-Петербург, 2007
3. Мартазанов А.М. Уроки русской "Деревенской прозы" Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. 2012. № 4. С. 218-220.
4. Распутин В. «Я ценю порядочность в человеке». (Беседу вела Т. Земскова). Неделя. 1987. № 9. С. 15.
5. Распутин В. Избранные произведения: В 2-х т. Т. 2. М.: Советский писатель, 1990.
6. Распутин В. Моя и твоя Сибирь. Декоративное искусство. 1985. № 3. С. 10 –12.
7. Сенчин Р. Зона затопления: [роман, повесть] М.: Издательство АСТ, 2019.
8. Трунин К. Роман Сенчин «Зона затопления», http://trounin.ru/senchin15/.
Но есть у «Матёры» и еще одно существенное отличие от «Пожара», которое особенно важно вспомнить при анализе сенчинской «Зоны затопления». Если в одном случае у Распутина основным объектом резкой критики оказывается власть, то в другом – сам народ. Действительно, в «Матере» крестьяне вызывают безусловное сочувствие, ибо пытаются защитить свою землю и свои духовно-нравственные ценности от глобальных деструктивных процессов. Между тем изображенным в «Пожаре» жителям Сосновки посочувствовать трудно; если они и жертвы, то не внешних сил, а собственной моральной несостоятельности и душевной лени: за короткий срок они (за редкими исключениями вроде Ивана Егорова и Афони Бронникова) утратили исконные поведенческие нормы и традиции.На первый взгляд, в этом отношении «Зона затопления» ориентирована на «Прощание с Матерой». В романе с самых первых страниц подчеркивается, что все происходящее обусловлено б