Развитие эстетического сознания старшеклассников в проектной деятельности по литературе
Аннотация. В центре школьной системы 21 века сделан акцент на интеллектуальное и нравственное развитие личности, что подразумевает формирование критического мышления, умения ориентироваться в современном информационном пространстве. Развитие в человеке функциональной грамотности средствами образования является главным в процессе учебной деятельности. В статье мы рассматриваем развитие эстетического сознания старшеклассников с использованием метода проектов на уроках литературы.
Annotation. At the center of the school system of the 21st century, emphasis is placed on the intellectual and moral development of the individual, which implies the formation of critical thinking, the ability to navigate in the modern information space. The development of functional literacy in a person by means of education is the main thing in the process of educational activity. In the article we consider the development of the aesthetic consciousness of high school students using the project method in literature lessons.
Ключевые слова: модели проектной деятельности, методика преподавания литературы, проектная деятельность, полилингвальные школы, проектная деятельность в школе, литература, старшие классы, метод проектов в школе, русская литература, татарская литература, развитие эстетического сознания на уроках литературы.
Keywords: models of project activity, methods of teaching literature, project activities, multilingual schools, project activities at school, literature, high school, project method at school, russian literature, tatar literature, development of aesthetic consciousness in literature lessons..
Список литературы
Барт Р. От произведения к тексту. // Избранные работы: семиотика, поэтика. М.: Прогресс, 1989. С. 413-424.
Барт Р. Смерть автора. // Избранные работы: семиотика, поэтик. М.: Прогресс, 1989. с. 384-391.
Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики / М.М. Бахтин. – М.: 1975. – 502 с.
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советский писатель. 1963. 363 с.
Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худож. Лит., 1990. 543 с
Гаспаров Б. М. Язык. Память. Образ. М., 1996.
Гузеев, В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения \ Современный урок, 2006 — № 6.
Гуляев Н.А., Богданов А.Н., Юдкевич Л.Г. Теория литературы в связи с проблемами эстетики. Москва: Высшая школа, 1970. 379 с.
Женетт Ж. Фигуры: работы по поэтике. В 2-х тт. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. 944 с.
Замалетдинов Р. Р. Татарская культура в языковом отражении. М.: ВЛАДОС; Казань: Магариф, 2004. С. 3.
Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог, роман // Вестник МГУ. Серия «Филология». 1995. № 1. С. 97–124.
Кристева Ю. Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. М., 2000. С. 429
Мухаметшина Р.Ф. Диалог русской и татарской культур в литературном образовании учащихся национальных школ Республики Татарстан: автореферат д.п.н. / Р.Ф. Мухаметшина – Москва: 2007. – 20 с.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации / утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751 [Электронный ресурс] // Российская газета: [сайт]. URL: http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html. (дата обращения: 16.02.2020).
Сидоренко К. П. Интертекстовые связи Пушкинского слова. — СПб., 1999.
Томашевский Б.В. Пушкин – читатель французских поэто // Пушкинский сборник памяти С.А.Венгерова. М.: 1923. – С. 210-213
Фатеева Н.А. Интертекст в мире текстов. Контрапункт интертекстуальности. М.: КомКнига, 2007. 280 с.
Хайрутдинов Б.Ю. Татарская периодиче
1. проектирование творческой личности ребёнка в образовательном пространстве;
2. осуществление творческой деятельности на основе ценностей культуры в сотворчестве педагога и учащегося;
3. синтез художественных средств разных видов искусств;
4. интеграция видов художественной деятельности в творческом процессе;
5. проектирование и конструирование технологических карт и проектов художественно-творческого развития обучающихся и т.д.
Для развития эстетической осознанности в проектной деятельности полилингвальной школы за основу мы взяли работу Р.Ф. Брандесова – преподавателя Челябинского государственного педагогического института и единомышленника В.Г.Маранцмана. Р.Ф.Брандесов основатель научного направления - эстодидактика и автор оригинальных книг и статей по