Сравнительный анализ «Сказания» и «Жития» о Борисе и Глебе
ВВЕДЕНИЕ
Борис и Глеб не были мучениками за Христа, но пали жертвами политического преступления в княжеской усобице, убитые в 1015 году своим сводным братом Святополком, занявшим великокняжеский престол после смерти Владимира Святославовича. Вскоре после своей смерти, в 1020 году, Борис и Глеб были канонизированы русской церковью как страстотерпцы.
Страстотерпцы – это те, кто терпят «страсти», духовно уподобляясь Христу кротостью, покорностью, преодолением привязанности к жизни и к миру во имя любви к Богу и ближним. Такое мученичество, такой подвиг - нечто национальное русское, «подлинное религиозное открытие новокрещённого русского народа», как говорит Г.Федотов, беспримерное в предыдущей истории культа святых. Культ страстотерпцев Бориса и Глеба был признан Римско-католической церковью.
Государственное, церковное и политическое значение культа Бориса и Глеба способствовало созданию и широкому распространению в древнерусской письменности многочисленных произведений о них. Им
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ...…………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОПРОСА ……………………………………. 4
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА РИТМИКИ «СЛОВА» …………………. 6
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...……………………………………………………… 10
Не найдено
Когда Борис получил известие о смерти отца своего, он, как сообщает Нестор, «плакался по отцу горько».
В «Сказании» же так об этом говорится: «Как услышал это святой Борис, стал телом слабеть, и всё лицо его намокло от слёз, обливаясь слезами, не в силах был говорить. Лишь в сердце своём так размышлял…» И далее идёт размышление о любви к отцу и о замыслах старшего брата Святополка. Внимание автора к внешнему проявлению чувств: «телом слабеть», «лицо намокло от слёз» - характерная черта народных произведений. В былинах и в народных песнях говорится о том, как «подкосились ноги резвые», «опустились руки белые» и тому подобное. Для произведений агиографического жанра это не характерно.
В «Сказании» Борис предстаёт перед нами не только как святой, но и как человек, который страшится смерти. Поэтому он, хотя и укрепляет себя словами из послания апостола Павла: «В любви нет страха, совершенная любовь изгоня