Процесс образовательного кредитования
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время более половины российских студентов платят за обучение в вузе. В то же время получение высшего образования подчас с высокими издержками: поступить на бюджетное место могут далеко не все, а стоимость обучения на коммерческом месте в вузах, которые дают качественное высшее образование, слишком высока. В связи с этим возникает проблема доступности именно качественного высшего образования для абитуриентов и семей с невысоким уровнем дохода. Следовательно, необходима выработка и реализация механизмов, которые могли бы решить данную проблему для абитуриентов из разных социальных групп.
В качестве одного из таких инструментов можно рассмотреть образовательный кредит – вид студенческой поддержки, который достаточно давно применяется в западных странах, но пока не получил должного распространения в России.
Система образовательного кредитования как организационно-экономический механизм повышения степени доступности высшего образования позволяет усилить социальную направленность системы высшего образования, повысить инвестиционную привлекательность отрасли и направить в нее дополнительные финансовые средства, эффективное использование которых будет способствовать повышению качества образовательных услуг и обеспечить соответствие формируемых вузами профессиональных компетенций требованиям рынка труда.
Поскольку образование рассматривается как вложение средств в человеческий капитал, идея о специальных сберегательных программах для образовательных целей вполне естественна.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты образовательного кредитования
1.1. Сущность и виды образовательных кредитов 5
1.2. Нормативно-правовое регулирование кредитования 10 1.3. Анализ современного состояния образовательного кредитования
в России 16
2. Практические аспекты образовательного кредитования
2.1. Правила оформления документов для получения образовательного кредита
2.2. Порядок организации образовательного кредитования 25
2.3. Особенности организации процесса образовательного кредитования 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
ПРИЛОЖЕНИЯ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1026 «Об утверждении правил предоставления государственной поддержки образовательного кредитования» [Электронный ресурс] – Режим доступа: Гарант http://www.garant.ru/hotlaw/federal/506278/
2. Информационный портал https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
3. Сандлер Д.Г., Агарков А.А., Образовательное кредитование: проблемы и перспективы / Д.Г. Сандлер, А.А. Агарков // [Электронный ресурс]: журн. «Стратегические ориентиры высшей школы». – 2012. – № 6. – С.14-19. – Режим доступа: file:///C:/Users/1.1-%D0%9F%D0%9A/Desktop/Downloads/2012-6-2.pdf
4. Банк России, официальный сайт. Режим доступа: https://cbr.ru/
5. Информационный портал Банки.ру Режим доступа: https://www.banki.ru/
6. Официальный сайт ПАО Сбербанк. https://www.sberbank.ru/ru/person/credits/money/credit_na_obrazovanie
7. Официальный сайт банк ВТБ (ПАО) https://www.vtb.ru/
В настоящее время одним из выгодных объектов инвестирования является образование. В Российской Федерации получение высшего образования традиционно является важным жизненным этапом значительной части молодежи.
Существует большое количество подходов к понятию образовательный кредит. Но, по моему мнению образовательный кредит — это целевой потребительский долгосрочный кредит, который предоставляется абитуриентам, студентам и их родителям для оплаты обучения в средне-специальных и высших учебных заведениях, на основе договора об образовательном кредитовании, сроком до 20 лет с льготным периодом кредитования на время обучения. На сегодняшний день на рынке только один банк предлагает целевой кредит на образование с господдержкой — это Сбербанк. Оформляется он с 14 лет, при этом справки, подтверждающие доход, не нужны.