Особенности волевых качеств личности курсантов-спортсменов образовательных организаций ФСИН России
Ключевые слова: воля, волевые качества личности, курсанты-спортсмены, образовательные организации ФСИН России.
Аннотация. Спортивная деятельность является одной из многих видов человеческой деятельности и рассматривается в качестве формы профессиональной активности, в которой происходит профессиональное становление и развитие личности со всеми присущими ей полезными качествами. Цель исследования заключалась в изучении волевых качеств личности курсантов-спортсменов образовательных организаций ФСИН России. В статье рассматривается понятие воли, ее качества и характеристики, а также ее основные компоненты. В качестве методов исследования использовались: библиографический обзор зарубежной и отечественной психологической литературы, а также эмпирическое исследование по изучаемой проблематике.
Актуальность исследования. В настоящее время существует большое количество исследований, посвященных изучению личностных особенностей спортсменов, а также психологических факторов, которые помогают определить успешность спортсменов в конкретном виде спорта. Исследователи, изучающие данный вопрос, обращают внимание также на проблему исследования и формирования волевых качеств личности спортсменов, которые наиболее значимы для достижения поставленной цели. Спорт, как особый вид человеческой деятельности, протекает в особых условиях, именно поэтому проблема исследования волевых качеств спортсменов стоит сейчас достаточно остро.
Содержание не найдено
Литература:
1. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании [Текст]: пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физической культуры / Б. А. Ашмарин. – Москва : Физкультура и спорт, 1978. – 223 с.
2. Басов, М. Я. Воля как предмет функциональной психологии [Текст] : методика психологических наблюдений над детьми / М. Я. Басов ; отв. ред. Е. В. Левченко. – Санкт-Петербург : Алетейя, 2007. – 543 с. 2.
3. Головин С.Ю. Словарь практического психолога, 1998 г. – 554 с
4. Ильин Е.П. Психология воли. - СПб.: Питер, 2000. - 288 с.
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2009. - 712 с.
6. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. — СПб., 2002. – 350 с.
7. Тест-опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции» http://psylist.net/praktikum/00417.htm
Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. — СПб., 2002.
В эксперименте приняли участие курсанты второго, третьего и четвертого курса. Все испытуемые в процессе проведения методики были разделены на две группы: в состав экспериментальной группы входили 35 курсантов академии, входящих в группу спортивного совершенствования по различным видам спорта (самбо, дзюдо, рукопашный бой, универсальный бой и др.). В состав контрольной группы входили 35 курсантов академии, занимающиеся по традиционной форме, и не принимавших участия в спортивных мероприятиях.
Испытуемые. Спортивно-квалификационная характеристика курсантов-спортсменов, входящих в экспериментальную группу: уровень мастерства – кандидат в мастера спорта, мастер спорта. Возрастной диапазон испытуемых составил от восемнадцати до двадцати двух лет, стаж занятий – не менее 10 лет. Курсанты, входящие в контрольную группу, спортивных званий не имеют, их возраст составляет – 18 – 22 года.