Особенности творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Скачать статью, в которой рассматриваются особенности творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения
Author image
Timur
Тип
Статья
Дата загрузки
18.03.2024
Объем файла
35 Кб
Количество страниц
7
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
360 руб.
450 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Аннотация. В настоящей статье описаны результаты экспериментального исследования, ориентированного на выявление особенностей воображения детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Предполагалось, что у таких детей творческое воображение имеет определенную особенность, проявляющуюся в схематичности, примитивности деятельности, намерении к подражанию, трудности в создании воображаемой ситуации. Качественный анализ дал возможность определить задержку в процессе развития творческого воображения у детей 6-7 лет с нарушениями зрения. 
Ключевые слова: дошкольный возраст, воображение, дети с ограниченными возможностями здоровья, нарушение зрения, амблиопия, косоглазие, вербальное творчество, диагностика воображения.

В настоящий момент в психологии широко рассматриваются теоретические аспекты творчества. К тому же созданы методики диагностики воображения и имеются специальные программы по его формированию у детей. Но все же большая часть этих исследований основываются на сведения, собранные в работе с нормально развивающими детьми. Возможности воображения детей с нарушениями в развитии не так часто становятся объектом исследования. 
Для детей с нарушением зрения воображение имеет огромное значение и не отличается от воображения у нормально видящих детей в том смысле, что оно выступает существенной частью процесса восприятия действительности, его индивидуальным выражением в сознании каждой личности. Эта способность позволяет создавать бесконечные комбинации на основе ограниченного набора имеющихся у нас представлений, является основой творческой деятельности, проявляющейся во всех сторонах научной и культурной жизни [1]. 

Содержание не найдено

Список источников

1. Беляева, О.Н. Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения на основе использования нетрадиционных техник рисования// Психологическая наука и образование/ О.Н.  Беляева  – 2013. – № 4. [Электронный ресурс] https://www.elibrary.ru/item.asp?id=21133925 

2. Плаксина, Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения: учебное пособие / Л.И. Плаксина. – М.: РАОИКП, 1999. – 54 с. 

3. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: в 3 кн. – 4-е изд. / Р.С. Немов. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 632 с.

4. Туник, Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Методическое руководство / Е.Е. Туник. – СПб: ГП «Иматон», 1998. – 171 с.

Анализ результатов, представленных в таблице 2, показал, что максимальный балл не получил ни один ребенок. Количество полученных баллов варьировалось от 3 до 7. В 7 баллов был оценен рисунок одного ребенка, который пытался изобразить эмоцию (Катя Ф.). 6 баллов за рисунок получили 2 ребенка (Артем М. и Аня П.). В свою очередь, Никита А., Степа В., Артем Т. за рисунки грузовика и дома получили по 5 баллов. В диапазон 5-7 баллов за рисунок вошли дети, у которых уровень развития воображения оценивается как средний. Это означает, что ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.
4 балла за рисунок получили 3 ребенка (Влад Ш., Максим С., Кирилл Е.), а 3 - Матвей П., Вера Г., Женя Д. и Саша К. Дети рисовали машину, небо, цветок, кошку. Такое количество баллов характеризуется низким уровнем развития творческого воображения. Эти дети нарисовали нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.
Обобщая полученные результаты, можно выделить некоторые особенности выполнения заданий, характерные для дошкольников с нарушениями зрения:
- для большинства детей исследуемой группы была характерна стереотипность воображения, проявлявшаяся в том, что ответы, которые давались одним ребенком, встречались и у других детей;
- для детей данной категории были характерны подражательность и стремление к прямым заимствованиям;
- у детей наблюдалось явление персеверации, проявляющееся в склонности к повторению одних и тех же образов с незначительными модификациями;
- сюжеты, которые все же были придуманы детьми, как правило, оказывались образами памяти, а не воображения;
- у большинства детей была выявлена крайне низкая способность к созданию образов предметов и явлений.

 

Похожие работы