Взаимное влияние развития физических качеств и нервно-психических процессов человека
Занятия по физической культуре являются одним из основных и неотъемлемых составляющих факторов здорового образа жизни, воспитания психической устойчивости к стрессу, уверенности в своих силах и улучшения физической и психофизиологической подготовленности студенческой молодежи. Однако решение этих вопросов достигается не только привлечением студентов к двигательной активности, но и эффективностью различных видов и режимов физкультурных занятий, так как они могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на организм занимающихся.
Ключевые слова: физиология, физкультурная деятельность, психофизиология, упражнение, развитие.
В теории физического воспитания различают пять основных физических качеств: быстрота, сила, выносливость, ловкость и гибкость.
Быстрота – это способность человека совершать двигател
С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит от скорости протекания следующих пяти фаз:
1) возникновения возбуждения в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем в восприятии сигнала;
2) передачи возбуждения в центральную нервную систему;
3) перехода сигнальной информации по нервным путям, ее анализа и формирования эфферентного сигнала;
4) проведения эфферентного сигнала от центральной нервной системы к мышце;
5) возбуждения мышцы и появления в ней механизма активности.
Содержание не найдено
Библиографический список
1. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
2. Ветков Н. Е. Курс лекций по физической культуре: учебное пособие для вузов / Н. Е. Ветков. – Орел: Межрегиональная Академия безопасности и выживания (МАБИВ), 2015.
В результате тренировки улучшается работа и строение всех органов нашего тела и прежде всего высших отделов центральной нервной системы. Увеличивается подвижность нервных процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга и в других отделах нервной системы, т. е. процесс возбуждения легче переходит в процесс торможения, и наоборот. Организм поэтому быстрее реагирует на всевозможные внешние и внутренние раздражения, в том числе и на раздражения, идущие к мозгу из сокращающихся мышц, в результате чего движения тела становятся более быстрыми и ловкими.
В процессе физкультурной деятельности совершенствуется способность управлять своими эмоциями. Занятия физической культурой, направленные на развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости, способствуют положительному изменению таких свойств личности, как экстрапунитивность (проявление психической напряженности во вне) и интропунитивность (проявление психической напряженности в себе).
Упражнения, связанные с ловкостью и выносливостью, способствуют снижению агрессивности, а с проявлениями гибкости, силы и выносливости – понижению уровня тревожности.