Формирование гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности: к постановке проблемы
Аннотация. Статья посвящена теоретическим аспектам формирования гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО (2021). Обобщаются результаты концептуального основания формирования гражданской идентичности, проблемы, возникающие в реализации данного процесса во внеурочной деятельности. Обосновывается необходимость поиска педагогических технологий, использование педагогического потенциала внеурочной деятельности.
Ключевые слова: гражданская идентичность, младшие школьники, внеурочная деятельность, гражданское воспитание, участие в проектной деятельности, ФГОС НОО (2021)
С 1 сентября 2022 в системе российского образования на уровне начального общего образования начнет свою деятельность по ФГОС НОО. В связи с этим актуализировалась проблема, связанная с гражданско-правовым воспитанием младших школьников. В документе в содержании данного направления воспитания указывается на осознание ими своей этнокультурной и гражданской идентичности.
Не найдено
Литература:
1. Землянская Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для вузов - М: Издательство ЮРАЙТ, 2019- 406 с.
2. Классное руководство : учебник / под ред. В.П. Сергеевой.- 2-е изд. стер.- М: Академия,2014.-320 с.
3. Логинова Н.В. Гражданское воспитание как объект педагогического исследования // Человек и образование, 2009. - №1 – С. 26-31
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 № 286 "Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования".
Основой для формирования гражданской идентичности младших школьников в современной образовательной организации школе наряду с урочной является и внеурочная деятельность. Она включает в себя следующие формы: классный час, факультативы, кружки. Эта часть дополнительного образования позволяет формировать культуру гражданственности. Подобную деятельность можно направить на организацию такой работы, где приоритетной задачей будет являться гражданско- патриотическое воспитание.
Анализ конкретного педагогического опыта позволил выделить ряд проблем в этом вопросе. Основная из них заключается в отсутствии систематической и целенаправленной работы педагога в данном направлении, понимание им того, что формирование гражданской идентичности – важная задача, которую ставит перед школой государство. Требует нового наполнения содержание методов, которые должны соответствовать сложившейся сегодняшней социально-педагогической ситуации, направленных на развитие познавательной, эмоционально-ценностной сферы личности младшего школьника.
Актуальным для начальной школы является разработка и реализация программ внеурочной деятельности, организация проектной деятельности. Как показывает практика, эффективным решением данной проблемы является реализация проекта «Моя малая Родина», где главным является формирование чувства патриотизма и гражданственности.