Методические условия использования средств изобразительной наглядности на уроках истории в контексте ФГОС ООО

Скачать курсовую работу, в которой исследуется методические условия использования средств изобразительной наглядности на уроках истории в контексте ФГОС ООО
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
12.03.2024
Объем файла
2922 Кб
Количество страниц
37
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность работы. Применение средств изобразительной наглядности – естественный способ обучения, который отвечает главным, прирожденным свойствам человеческой природы. Использование средств наглядности в процессе обучения всегда было массовым. Наиболее широкое использование наглядных средств происходит в начальной и средней школе. По результатам некоторых психологических исследований было сделано заключение, что несмотря на возраст информация, воспринимаемая при содействии зрительных анализаторов, становится более осмысленной и при это лучше запоминается.
Один из возможных способов привлечения внимания ученика – это применение наглядных средств на занятиях. Наглядные средства употребляются и для того, чтобы узнавать что-то новое, а также объяснения мысли, формирования наблюдательности, и более хорошего понимания материала. Стоит отметить, что учитель должен принимать во внимание возрастные особенности ученика, чтобы он запомнил информацию. Средства наглядности можно задействовать на всех стадиях урочного процесса. Видимость насыщает образное мышление учащихся, заставляет их творчески мыслить, обеспечивает силу знаний, помогает развитию речи, памяти, влияет на эмоциональное состояние.

 

СОДЕРЖАНИЕ
Введение;
Глава 1. Актуальность использования средств изобразительной наглядности на уроках истории в контексте ФГОС ООО:
1.1. Дидактические основы наглядности; 
1.2. Визуальные источники в качестве средства актуализации и контроля знаний на уроках истории;
1.3. Методика работы со средствами изобразительной наглядности на уроках истории;
1.4. Влияние средств изобразительной наглядности на учебную деятельность в изучении истории и качество знаний учащихся.
Глава 2. План-конспект урока по теме «Освоение Сибири и Дальнего Востока» с использованием средств изобразительной наглядности;
Заключение;
Список использованной литературы;
Приложения.

 

Список использованной литературы

1) Приказ Министерства просвещения РФ от 6 сентября 2022 г. № 804 “Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», направленных на содействие созданию (создание) в субъектах Российской Федерации новых (дополнительных) мест в общеобразовательных организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования, школьных систем образования, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению ...” [Электронный источник] / https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405347139/ / (дата обращения 29.12.2022).

2) Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 31.12.2012, № 53, ч. 1, ст. 7598.

3) Абдулаев, Э. Н. Наглядность и проблемный подход в обучении истории / Э. Н. Абдулаев // Преподавание истории в школе. – 2008. – № 1. – С. 23 – 27.

4) Давыдов И.С. Российская пед. энциклопедия. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2016.

5) Егоров С.Ф. (сост.) Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. — М.: Просвещение, 1986. — 432 с.

6) Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении, Учпедгиз, М, 1960.

7) История России: XVI — конец XVII в. 7 кл.: учебник / И. Л. Андреев, И. Н. Фёдоров, И. В. Амосова. — 6-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2020. — 253, [3] с. : ил., карт.

8) Иоффе, А. Н. Визуализация в истории и обществознании – способы и подходы / А. Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. – 2012. – № 10. – С. 3 – 7.

9) Избранные педагогические сочинения [Текст] : в двух томах / Я.А. Коменский ; под ред. А. И. Пискунова (отв. ред.) [и др.]. - Москва : Педагогика, 1982. Т. 1. - 1982. - 656 с.

10) Мурзаев, В. С. Рисунки на классной доске в преподавании истории / В. С. Мурзаев. – М.: Учпедгиз, 1960. – 112 с.

11) Пискунов, А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики  / А.И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1981. – 528 с.

12) Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 240 с.

13) Степашкина, Л. Ю. Педагогическое управление развитием общих учебных умений и навыков учащихся основной школы: дис….канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. Ю. Степашкина. – Омск: [Б. и.], 2005. – 193 с.

14) Филиппова, Е. Р. Роль и место наглядных средств обучения в активизации учебного процесса при изучении истории / Е. Р. Филиппова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 28 (370). — С. 53-56. — URL: https://moluch.ru/archive/370/83146 / (дата обращения: 30.12.2022).

Среди картин, которые применяются  в процессе обучения истории, различаются учебные картины, созданные в качестве учебных пособий, художественные произведения исторической живописи, созданные в качестве произведения искусства конкретного жанра. Учебная картина имеет несколько особенностей, к ней предъявляются особенные требования. В первую очередь, учебная картина по истории создаётся художником или иллюстратором для использования в школе в качестве наглядного пособия. Сравнивая картину с учебной таблицей, становится видно, что в таблице изображения вещественных памятников прошлого представлены изолированно, тогда как в картине все элементы отобраны и объединены. По содержанию и сюжету картина должна в полном объеме соответствовать школьной программе и возрасту обучающихся. Она выражает существенные события и явления, которые изучают на уроках истории и которые доступны для понимания учащимися. При этом композиция картины проста, контуры чётки и она легко обозрима. Что самое главное – всё содержание картины специально отобрано с учетом учебно-познавательных и воспитательных задач изучаемой темы. В ней есть только необходимое для создания определенного представления об изучаемом явлении и для требуемых выводов о нём . Про произведения живописи на историческую тему важно отметить, что многие из них вошли в серию картин по истории, созданную для школы, другие применяются учителями на уроках истории как единичных репродукций большого формата. На уроке бессмысленно обращаться к картине, у которой сюжет далеко выходит за рамки школьной программы. Её применение, без необходимости перегружая урок, потребовало бы весьма длинных и сложных объяснений.