Иннoвaциoннaя пoлитикa региона и мeхaнизм ee peaлизaции
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Сегодня в мировой экономике на основе знаний и инноваций как важнейших качественных факторов экономического роста формируется новая парадигма развития национальной экономики, предполагающая коренную корректировку ее составляющих и их взаимосвязей, а также обусловливающая необходимость постоянного повышения производительности в условиях ограниченного первичного ресурсы. Это связано с тем, что инновационная деятельность активизировалась в разных секторах и на разных структурных уровнях национальной экономики, регионов и всей мировой экономики.
В настоящее время инновации становятся стратегическим фактором и главной движущей силой развития, обеспечивая конкурентное преимущество.
Основа инновационного процесса в современных условиях определяется логикой развития рынка.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 5
1.1. Сущность и механизмы реализации региональной инновационной политики 5
1.2. Правовые основы региональной инновационной политики в Нижегородской области 11
Глава 2. АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ И МЕХАНИЗМЫ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ 13
2.1. Характеристика инновационной политики в Нижегородской области
2.2. Анализ реализации инновационной политики в Нижегородской области 16
2.3. Проблемы реализации инновационной политики 29
Глава 3 Пpeдлoжeния пo coвepшeнcтвoвaнию иннoвaциoннoй пoлитики в Нижeгopoдcкoй oблacти 30
3.1. Мepoпpиятия пo paзвитию иннoвaциoннoгo климaтa Нижeгopoдcкoй oблacти ………………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЯ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 07.10.2022) «О науке и государственной научно-технической политике» // Собрании законодательства РФ. 1996. N 35, ст. 4137.
2. Постановление Правительства Нижегородской области от 22.12.2021 № 1210 «Об утверждении Адресной инвестиционной программы Нижегородской области на 2022-2024 годы» [Электронный ресурс]. URL: https://npalib.ru/2021/12/22/postanovlenie-1210-id287151/
3. Абдулина В.Э. Жизненный цикл организации и его практическое применение на основе анализа коммерческой организации // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 3. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4148 (дата обращения: 18.12.2022).
4. Абдрахманова, Г.И. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. / Г.И. Абдрахманова // Том. Выпуск 7. - М.: НИУ ВШЭ, 2021. – 274 c.
5. Акбердина, В.В. Механизмы государственного управления в сфере научно-технологического развития / В.В. Акбердина // Вопросы государственного и муниципального управления. 2020. № 4. – С. 111 - 140.
6. Ануфриева, Л.Ю. Понятие и сущность инновационной деятельности / Л.Ю. Ануфриева // Экономика и социум. 2020. № 6. – С. 351 - 355.
7. Бокачев, И.Н. Процесс формирования концепции национальной инновационной системы: ключевые проблемы / И.Н. Бокачев // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. – 2020. – № 1. – С. 98-109.
8. Браташова, В.А. Государственное регулирование инновационной деятельности субъектов предпринимательства в Российской Федерации / В.А. Браташова // Студенческий: электрон.научн. журн. 2021. № 2 (130). [Электронный ресурс]. URL: https://sibac.info/journal/student/130/199941
9. Захарова, Е.В. Управление инновационной системой региона (на примере Нижегородской области) / Е.В. Захарова // Креативная экономика. – 2019. – Том 13. – № 6. – С. 1085-1098.
10. Захарова, Е.В. Информационное обеспечение инновационной деятельности в регионе / Е.В. Захарова // Креативная экономика, 2018. – № 10.
11. Каверина, Э.В. Нормативно-правовая база и государственное регулирование инновационной деятельности в РФ / Э.В. Каверина // Приоритетные направления инновационной деятельности в промышленности: сборник научных статей. – М., 2020. – С. 94 - 96.
12. Канарейкин, И.А. Понятие инновационной деятельности / И.А. Канарейкин // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 3. – С. 573 – 575
13. Региональная экономика / под ред. Видяпина В., Степанова М., Синдяшкина Н. - М.: Инфра-М, 2012.
14. . Фетисов Г.Г., Орешин В. П. Региональная экономика и управление. - М.: РИОР, 2010.
15. . Халиков М.С. Экономическая социология региона. - М.: Академический Проект, Альма Матер, 2011.
16. Харченко Е.В., Вертакова Ю. В. Государственное регулирование национальной экономики. - М.: КноРус, 2011.
17. Холопов В.А. Государственное и муниципальное управление. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
18. Чернышова Е.С. Региональная экономика. Конспект лекций. - М.: Приор-издат, 2010.
19. Чирикова А.Е. Региональные элиты России. - М.: Аспект Пресс, 2010.
20. . Швецов А.Н. Совершенствование региональной политики. Концепции и практика. - М.: Красанд, 2010.
21. Янин А.Н. Региональная экономика и управление. - М.: Проспект, 2010.
Прирост небольшой и составляет около 1,8%. Но в сравнении с другими областями из других ФО этот показатель один из самых высоких. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров составил 1,5%. Учитывая сказанное ранее, делаем вывод, что большинство показателей инновационной активности позволяет Нижегородской области оставаться в 10-ке лучших регионов России. В Татарстане, который лидирует по инновационной активности, рост организаций, осуществляющих инновационную деятельность, сопровождается ростом объемов выпуска инновационной продукции. В Мордовии, лидирующей по доле инновационной продукции, при аналогичной динамике объемов выпуска инновационная активность организаций существенно меньше. Вместе с тем в Пермском крае, который лидировал по инновационной активности в 2009 году, наблюдается рост объемов выпуска инновационной продукции при существенном снижении уровня инновационной активности.