Рынок пластиковых карт: сущность, структура, специфика в России
ВВЕДЕНИЕ
XXI век – век стремительного развития информационных технологий, век технического прогресса. В настоящее время информационные технологические процессы использования компьютерной техники существуют во всех сферах жизнедеятельности человека. Не исключение тому и банковский сектор, а именно сегмент пластиковых карт. Уже на протяжении долгого времени банковские карты тесно связаны с нашей повседневной жизнью. Почти каждый современный человек в той или иной мере использует пластиковую карты. Они нужны нам для самых различных расчетов, в том числе для безналичных платежей за товары и услуги, выплаты заработной платы, пенсий, стипендий, снятия наличных с имеющегося счета, перевода средств на сам счет и т.д.
Пластиковые карты появились еще в середине ХХ века, став одним из наиболее востребованных банковских инструментов: они упрощают существование не только человека, но и самого банка.
Первые пластиковые карты возникли в Америке. Это были кредитки, не являющиеся платежными, они лишь свидетельствовали о состоятельности клиента в его банке. В ресторанах и магазинах их выдавали богатым людям. Работало это так: человек приходил в магазин, покупал нужное для жизни, а когда приходило время оплачивать покупку, он предъявлял свою пластиковую карту продавцу, тот записывал данные его карты, а в конце месяца эта информация передавалась в банк, где обслуживался этот клиент. Банк оплачивал задолженность перед магазином, используя средства клиента, находящиеся в этом банке.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПЛАСТИКОВЫЕ КАРТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ 5
1.1. Понятие, сущность и особенности функционирования пластиковых карт 5
1.2. Классификация пластиковых карт и их характеристика 8
2. АНАЛИЗ РОССИЙСКОГО РЫНКА ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ И ВЫЯВЛЕНИЕ ЕГО ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ 12
2.1. Российский рынок пластиковых карт 12
2.2. Анализ деятельности ПАО «Сбербанк» на рынке пластиковых карт 14
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЫНКА ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ 17
3.1. Пути решения основных проблем рынка пластиковых карт 17
3.2. Направления совершенствования рынка пластиковых карт ПАО «Сбербанк» 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
Список литературы 23
Приложение 26
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. (Части первая, вторая, третья, четвертая).
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).
3. Положение Банка России от 24.12.2004 г. № 266-П (ред. от 28.09.2020) «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платёжных карт».
4. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 30.12.2020) "О банках и банковской деятельности".
5. Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О национальной платежной системе».
6. Киреев, В.Л. Банковское дело. Краткий курс: Учебное пособие / В.Л. Киреев. - СПб.: Лань, 2019. - 208 c.
7. Ольхова, Р.Г. Банковское дело: управление в современном банке: Учебное пособие / Р.Г. Ольхова. - М.: КноРус, 2018. - 150 c.
8. Стародубцева, Е.Б. Банковское дело: Учебник / Е.Б. Стародубцева. - М.: Форум, 2018. - 288 c.
9. Антоненко А. А., Мандрон В. В. Банковские карты в России: анализ текущего состояния и тенденции развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № 6. – С. 234–239.
10. Васильев И.И. Развитие российского рынка банковских карт // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2018. - Том 7, № 1(22). – С. 70 – 74.
11. Григоренко Д.А., Мизин Б.С. Гражданско-правовое регулирование операций с применением платежных карт // Московский экономический журнал. - 2019. - № 4. – С. 1 – 7.
12. Гапеев, М.Н. Современные тенденции развития пластиковых карт России / Гапеев М.Н. // Территория науки. -2013. -№ 1. - С. 97-100.
13. Кудревич, В. В. Развитие рынка банковских пластиковых карт в России / В. В. Кудревич, Ю. А. Высотина // Вектор экономики. – 2020. – № 11(53). – С. 1 - 9.
14. Кушу С.О., Собка Ю.А. Пластиковые карты как основной сектор безналичных расчётов // Научный вестник южного института менеджмента. – 2018. - № 1. – С. 76 – 79.
15. Мансурова Г.И., Мансуров А.П. Классификация банковских карт и особенности их использования // Современные проблемы науки и образования. – 2018. - № 4. – С. 1 – 8.
16. Арсеньев В.С., Фетисова Г.В. Проблемы развития рынка пластиковых карт в России. – УДК 336.7. – С. 1-3.
17. Рожнова Е.А., Казанская Н.Н. Сущность и классификация банковских карт. Сравнительная оценка их характеристик // Менеджмент социальных и экономических систем. – 2017. – Раздел 5. – №1.
18. Михина М. Ю. Классификация банковских карт // Молодой учёный. -2019. - №23. - С. 273-275.
19. Петрова Е. О., Замяткин Д. А. Сущность банковских карт как одного из элементов национальной платёжной системы // Молодой учёный. – 2019. - №25. - С. 221-223.
20. Рожнова Е.А., Казанская Н.Н. Сущность и классификация банковских карт. Сравнительная оценка их характеристик // Менеджмент социальных и экономических систем. – 2017. - № 1. – С. 73 - 78.
21. Санников А.С., Янтимиров Д.М. Рынок банковских пластиковых карт: проблемы и перспективы развития в условиях цифровой экономики // Цифровая экономика в социально-экономическом развитии России: взгляд молодых. – 2019. - № 26(02). – С. 260 – 264.
22. Лопатченко А.Н., Троцкий А.А. Сущность банковских пластиковых карт: подводные камни и полезность использования в современном обществе // XIV международный научно-исследовательский конкурс | МЦНС «НАУКА И ПРОСВЕЩЕНИЕ». – 2018. – УДК 336. – С. 92-95.
23. Косой А.М. Современные деньги // Деньги и кредит. – 2014. – №6. – С.21.
24. Шпортова Т.В. Анализ рынка пластиковых карт в России // Образование и наука без границ: фундаментальные и прикладные исследования. – 2018. - № 7. - С. 151 - 155.
25. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru
26. Официальный сайт Сбербанка России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sberbank.ru
27. Солуянов А.А. Кобрендинговые карты: мировой и российский опыт функционирования // Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Россия, Москва) / Тенденции развития науки и образования. – С.115-117.
28. Головин Ю.В. Банки и банковские услуги в России: вопросы теории и практики. – М.: Финансы и статистика, 2016. – С.14.
29. Ворожбит О.Ю., Терентьева Н.С. Выявление источников долгосрочных ресурсов как направление повышения ликвидности банковской системы/ О.Ю. Ворожбит, Н.С. Терентьева // Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. 2017. № 3
Для решения проблем, которые существуют в ПАО «Сбербанк» возможно применение следующих мероприятий:
1) Проблему, связанную с большим объёмом снятия наличных, может решить разработка бонусной программы. Суть её заключается в создании нескольких уровней привилегий, где каждый уровень подразумевает фиксированный процент снятия наличных. Выгодой повышения уровня для клиента является увеличение для него бонусов, а также скидки в магазинах.
2) Проблему, связанную со слабым развитием сети устройств самообслуживание ПАО «Сбербанк» в слабо развитых регионах, поможет решить объединение в единую сеть банкоматов с мелкими коммерческими банками или отмена комиссии за снятие денежных средств с банкоматов данного региона. Кроме того, необходимо расширение ПАО «Сбербанк» торговых точек, где будет возможно оплата при помощи платежной карты, тем самым содействуя широкому применению данного вида расчётов.
3) Для снижения риска невозврата задолженности по кредитным картам и увеличения привлекательности для заемщиков по кредитованию с помощью карт, необходимо предоставлять экономически обоснованный беспроцентный период погашения задолженности. При этом уменьшить кредитный риск поможет расширение круга заемщиков, которые являются зарплатными клиентами. Данный метод даёт возможность свести невозвратность выданных кредитов к нулю.