Развитие познавательной деятельности учащихся на занятиях по ручному ткачеству в ДШИ

Скачать курсовую работу, в которой исследуется развитие познавательной деятельности учащихся на занятиях по ручному ткачеству в ДШИ
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
06.03.2024
Объем файла
248 Кб
Количество страниц
44
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Актуальность исследования. В настоящее время для современного общества является актуальной проблема сохранения образцов народной культуры. Очень важную роль в развитии познавательной деятельности  учащихся играет декоративно-прикладное искусство. Важно привить подросткам интерес к народному искусству, уважение к труду, развить трудолюбие и устойчивость. Знакомясь с образцами декоративно-прикладного творчества, учащиеся обогащают эмоциональный и практический опыт, развивают художественное мышление, воображение, учатся оперировать средствами разных видов искусств, находят углубленные решения поставленных задач. 
Детская школа искусств должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, что в свою очередь составляет основу развития компетенцией, определяющих современное качество содержания образования. 
Познавательный интерес представляет собой многообразное явление, поэтому его влияние разнообразно на процесс обучения. Пытливость, любознательность, готовность к познанию, жажда знаний – все это различные выражения познавательной деятельности, в основе которой лежит познавательный интерес личности, который определяет ее активное отношение к миру, а так же процессу его познания.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………. 3

Глава 1. Теоретические основы развития познавательной деятельности учащихся в ДШИ………………………………………….

1.1. Методологические аспекты развития познавательной деятельности учащихся в ДШИ…………………………………………

1.2. Психолого-педагогические основы развития познавательной деятельности учащихся подросткового школьного возраста в ДШИ

Глава 2. Методика преподавания ручного ткачества школьникам подросткового возраста в ДШИ………………………………………...

2.1. История развития ручного ткачества…………………………………

2.2. Разработка методики развития познавательной деятельности учащихся подросткового возраста на занятиях «Ручное ткачество»  в ДШИ………………………………………………

Заключение…………………………………………………………………..

Список используемых источников и литературы…………………

Список литературы

1. Алексеева, И.В. «Развитие художественно - творческих способностей студентов в декоративно-прикладной деятельности», дис., док. пед. наук/И.В. Алексеева. – Ростов-на-Дону, 2005г.

2. Алферов А.Д. «Психология развития школьников»/ Ростов-на-Дону, 2000г.

3. Подласый, И.П. Педагогика: Учебник/И.П. Подласый. — Москва: Высшее образование, 2006. 260 с.

4. Формирование познавательной активности дошкольников: Сборник научных трудов. – Шадринск, 2002. – С.352-358

5. Васильченко А. А. «Панно и гобелены в нетрадиционной технике» Москва, 2004г.

6. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка / М.: Педагогика, 1987. - 240 с.

7. «Воспитательная работа в школе» Под ред. Л. В. Кузнецовой. Москва 2002г.

8. Гилевич Г. И. «Технология изготовления гобелена-ширмы» Москва, 2006г.

9. Бабанский, Ю.К.Избранные педагогические труды / Ю.К. Бабанский, М.Ю. Бабанский. – Москва: Педагогика, 1989. – 560 с.

10. Дворкина И. «Гобелен за десять вечеров» Москва, 2004г.

11. Дереклеева Н. И. «Справочник завуча: Воспитательная работа, 5 – 11 кл. Москва, 2006г.

12. Есипов Б. П., Последовательность уроков и их типы, «Советская педагогика», 1947, № 3.

13. Дилео Джон «Детский рисунок: диагностика и интерпретация» Под ред. Е. Рыбиной Москва, 2001г.

14. Макарова М. П. «Традиция народного творчества в творческих работах школьников» Москва, 2002г.

15. Мамонтова Ю. «Гобелены и ширмы» Москва, 2005г.

16. Мухина В. С. «Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество». 2000г.

17. «Народное творчество» Журнал №5, Москва, 2011г.

18. Панфилова Т. Ф. «Ручное ткачество. Продолжение традиций» 2005г.

19. Рубинштейн А. «Основы общей психологии» СПб, 2000г.

20. Уталишвили Н. А. «Эксклюзивный гобелен: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия» Москва, 2009г.

21. Водзинский Д.И. Воспитание интереса к знаниям у подростков. М., Просвещение, 1963. С. 5 – 138.

22. Харди С. «Коврики своими руками» / Пер. с англ. А. Е. Гончаровой, Москва, 2005г.

23. Хлопцева Е. В. «Гобелен – это модно. Сумки, пояса, панно» Ростов-на-Дону 2007г.

24. «Художественная школа» Журнал для художников педагогов и любителей изобразительного искусства №6, г. Москва, 2006г.

25. Л. И. Божович Проблемы формирования личности. М., 1995г.

26. А. Г. Грецов Практическая психология для подростков и родителей Санкт-Петербург; Питер, 2006г.

27. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: учеб. пособие [Текст] / Г.И. Щукина [и др.]. - М.: Просвещение, 2010. 

28. Алексашина, И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования: гуманизация образования как предмет теорет. рефлексии и практ. освоения учителем [Текст]/ И.Ю. Алексашина.- СПб., 2010. 

29. Алферов, А.Д. Психология развития школьников: учеб. пособие по психологии [Текст]/ А.Д. Алферов. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. 

30. Абидин Д. Ж. Люрса / Д. Абидин// Декоративное искусство СССР.  — Л., 1966. — № 7. — С. 39–48.

31. Л. И. Божович Проблемы формирования личности. М., 1995г.

32. А. Г. Грецов Практическая психология для подростков и родителей СПб.; Питер, 2006г.

33. Н. Н. Ростовцев Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. М., 1987г.

34. В. О. Гартиг Искусство Советской Удмуртии. Киев “Реклама” 1987г.

35. К. М. Климов Удмуртское народное искусство. Ижевск “Удмуртия” 1988г.

36. В. Н. Козлов Основы художественного оформления текстильных изделий. М., 1981г.

37. Л. Н. Миронова Цветоведение. Минск. Высшая школа. 1984г.

38. Н. В. Байсарова Искусство ткачества – детям. “Покчиослы”.

39. Т. Б. Сапожникова, О. А. Коблова Методика проведения уроков ИЗО по теме “ДПИ в жизни человека”. М. “Первое сентября” 2009г.

40. Л. Е. Жоголь “Декоративное искусство в интерьерах общественных зданий” Киев 1978.

41. Воронов Н. Интерьер и декоративное искусство / Н. Воронов // Современное декоративное искусство. — 1973–1974.  — М.: Сов. худ., 1975.  — С. 81–98. 

42. Габриэль Г. Мини- и макси-текстиль / Г. Габриэль // Декоративное искусство СССР. — Л., 1989. — № 10. — С. 46–47. 

43. Гасанова Н., Бердников К. Текстиль в дизайне интерьера / Н. Гасанова, К. Бердников // Декоративное искусство СССР. — 1979. — № 10. — С. 7–8.

44. Гобелены: Альбом гобеленов Санкт-Петербург. Высш. худ.-пром. училища барона фон Штиглица А.Л. / бывш. им. В.И. Мухиной. — Спб.: Гиппократ, 1994. — 90 с. с цв.ил.

45. Жоголь Л.E. Декоративное искусство в интерьерах общественных зданий.  — Киев, 1978.  — 104 с. 

46. Заславская С. Гобелен. Тема и структура / С. Заславская // Декоративное искусство СССР. – 1977. – № 2. – С. 4–6. 

47. Иконников А. Самоценность — первооснова синтеза / А. Иконников // Декоративное искусство СССР. — 1979. — № 8. — С. 10–13. 

48. Жарков, Л. В. Учить самостоятельности: Кн. для учителя / Л. В. Жаров. – М. : Просвещение, 1993. 

49. Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. – М. : Высш. шк., 1990.

50. Осмоловская И.М. Наглядные метолы обучения/ Москва, Издательский центр «Академия», 2009. С.21.

51. Мунгиев А.С. Педагогические условия формирования и реализации творческих умений будущего учителя-Карачаевск,2002 – 189с.

Творческие способности и практические умения детей не могут развиваться вне соответствующей сферы деятельности. Занятия народным декоративно-прикладным искусством в детской школе искусств - это путь приобщения учащихся к истокам фольклорной культуры, воспитание эстетического отношения к предметам быта, знакомство с историей своей страны, своего региона.  
Процесс обучения ручному ткачеству выстроен по принципу «от простого к сложному» и начинается с изготовления мини-гобелена. Первоначально выполняется концевая часть изделия, зарабатываются кромки, что способствует правильной постановке рук. Далее учащиеся выполняют задания, которые носят самостоятельный творческий характер. После того как дети приобрели начальные навыки ткачества, они переходят к более сложным способам ткачества, где наиболее важным является умение выполнять прокидки утка, не стягивая основу.
В процессе обучения, учащиеся овладевают не только технологическими приёмами ткачества, но и учатся самостоятельно создавать изделия по разработанным эскизам, познают свойства материалов, экспериментируют с ними и обучаются умению пользоваться инструментами.