Актуальность использования игровых технологий как средства социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями
Аннотация. В статье выявлены проблемы социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениям и рассмотрены актуальные игровые методы, которые позволяют детям с нарушениями интеллекта успешно адаптироваться в обществе. Ключевые слова: дети с интеллектуальными нарушениями, социальная адаптация, игровые технологии, социализация. Современный этап развития системы специального образования характеризуется поиском и разработкой новых технологий обучения и воспитания детей на базе деятельностного подхода к личности. Сегодня неуклонно растет число детей с ограниченными возможностями здоровья. Наблюдается увеличение разнообразных отклонений в психофизическом развитии, особенно среди детей и подростков. В специализированной психолого-педагогической помощи нуждаются не только дети, обучающиеся в коррекционных учреждениях, но и воспитанники массовых школ и детских садов.
Содержание не найдено
Список использованных источников:
1. Огольцова, Е.Г. Роль инклюзивного образования в практике социальной работы / Е.Г. Огольцова, В.В. Саблюкова, А.А. Кузьмина, О.А. Нестерова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 346-349. — URL: https://moluch.ru/archive/366/82257/ (дата обращения: 13.12.2022).
2. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 416 с. — Текст: непосредственный.
3. Инденбаум, Е.Л. Типологические характеристики и психосоциальная адаптация детей с ЗПР / Е.Л. Инденбаум / Дефектологическая наука – практике. Материалы I Всероссийского съезда дефектологов. – СПб., 2016. – С. 52-70. – ISBN 978-5-8290-1561-9. – Текст: непосредственный.
Особенно актуально участие взрослого в играх детей с конфликтными коллизиями, которые чаще всего дети не могут решить самостоятельно, а стремятся использовать знакомые им агрессивные способы насилия по отношению к другим детям и взрослым, участвующим в игре, а также к игрушкам.
Изменяется и позиция школьника – теперь это не просто позиция ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего предписания учителя и домашние уроки, а позиция человека, совершенствующего самого себя, – в этом и состоит общественная значимость учения: личные успехи, личное совершенствование приобретают общественные смысл.
В учебной деятельности впервые субъект сам для себя выступает как самоизменяющийся, учеба поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, «чем я был» и «чем я стал».
Подчеркнем еще раз, что присвоение ребенком учебной деятельности не только обеспечивает его обучение в подростковом возрасте, когда он в большей степени должен перейти от освоения учебной деятельности к ее реализации, но и готовит ребенка к присвоению других социальных деятельностей, основываясь на общности их структуры.
Умелое введение игровых элементов снимает напряжение детей и создаёт предпосылки их нравственного воспитания и творческого развития через активизацию навыков самоорганизации в различных видах деятельности: учении, самообслуживании, труде, свободной игре, художественном творчестве.
Младший школьный возраст сензетивен для воспитания трудолюбия, формирования умелости и развития компетентности. Помимо учебной деятельности, можно выделить две сферы, в которых осуществляются вышеназванные процессы – это самообслуживание (в широком смысле данного слова), включающее бытовые навыки, и творческий труд. Введение игровых элементов в любой вид деятельности предполагает наличие определённых условий, помогающих самоорганизации детей, и прежде всего необходимы благоприятные отношения и душевный комфорт, при котором дети перестают стесняться и свободно выражают свои мысли, чувства в отношениях друг с другом, стремятся через ролевые перевоплощения овладеть новыми умениями и навыками и свободно проявляют индивидуальные черты.