Причины лишения родительских прав и порядок реализации данного положения
Введение
Особенность положения ребенка, как в семье, так и за ее пределами проистекает из его беззащитности, вызванной полной или частичной физической, психической и социальной незрелостью. Самой природой родителю предназначена роль защитника своих детей. В правовой интерпретации такая роль выглядит как формула, согласно которой “обеспечение, защита прав и интересов детей возлагается на их родителей”. Что же понимается под интересами детей? А это, прежде всего надлежащие семейное воспитание, тот самый стержень, на котором основывается формирования здоровой во всех отношениях личности. В понятие “надлежащие семейное воспитание” вкладывается: сохранение и развитие физического, психического здоровья ребенка, передача ему своего жизненного опыта, знаний навыков, создание нормальных материально-бытовых условий его жизни. Государство, будучи заинтересованным в качестве подрастающего поколения, возлагает на родителей права и обязанности по воспитанию, образованию, защите и содержанию своих детей. И предоставляются родительские права не только для удовлетворения материнских и отцовских потребностей, но и в целях обеспечения интересов детей. Именно по средством реализации этих прав и достигается полноценное развитие ребенка. Но осуществление родителями своих прав не должно осуществляться в противоречии интересам детей. Именно обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. Зачастую в семье дети страдают по вине родителей, в результате безразличного отношения к родительским правам или их использования не по назначению.
Содержание
Введение................................................................................................................. 3
Глава 1. Теоретический анализ родительских прав
1.1 Понятие и сущность: «Родительские права» и «Обязанности» ............. 6
1.2 Нормативно-правовые акты, закрепляющие права и обязанности родителей и детей.............................................................................................. 7
Глава 2. Правовое регулирование лишения родительских прав 2.1 Основания для лишения родительских прав............................................. 13
2.2 Правовые последствия лишения родительских прав............................... 14
Глава 3. Методы предотвращения лишения родительских прав16
Заключение........................................................................................................... 19
Библиографический список .............................................................................. 20
Библиографический список
Нормативные правовые акты
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) (дата обращения: 19.12.2022)
2. Семейный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.1995 N 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - N 1. - Ст. 16.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 31.12.2014 N 499-ФЗ) // СЗ РФ. - 1994. - N 32. - Ст. 3301. (дата обращения: 15.12.2022)
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 21.11.2022, с изм. от 08.12.2022) (дата обращения: 22.12.2022)
5. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ // СЗ РФ. - 1998. - №31. - Ст. 3802
Книги
6. Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. - М., 2002. – 420 с.
7. Бондаренко О., Леженин В. Акт обследования и заключение органа опеки и попечительства по спорам, связанным с воспитанием детей //Советская юстиция. - 1988. - № 12. - С. 23-29. (дата обращения: 22.12.2022)
8. Пиголкин, А. С. Теория государства и права : учебник для вузов / А. С. Пиголкин, А. Н. Головистикова, Ю. А. Дмитриев ; под редакцией А. С. Пиголкина, Ю. А. Дмитриева. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 516 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-01323-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/488563 (дата обращения: 22.12.2022)
9. Протасов, В. Н. Теория государства и права : учебник и практикум для вузов / В. Н. Протасов. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 455 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15123-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/488934
(дата обращение: 22.12.2022)
Таким образом, ответственность родителей (законных представителей) обучающихся (воспитанников) наступает в административном, гражданском и уголовном порядке, если они нарушают статьи, которые изложены выше. Однако ненадлежащий контроль за выполнением законодательных актов и даже их полное игнорирование, отсутствие мер наказания за несоблюдение прав, обязанностей и ответственности родителей за обучение и воспитание детей — все это приводит к тяжелой ситуации увеличения "трудных" детей, "социальных" сирот, беспризорных и безнадзорных, наркоманов и токсикоманов.
Действующие законодательные нормы носят, в основном декларативный характер. Провозглашая достаточно широкий объем прав ребенка, законодатель не создал механизм их реализации. Причем проблемы кроются, как правило, не в отсутствии нужного закона, а в системе организации работы правоохранительных и правоприменительных органов (суды, прокуратура, судебные приставы, милиция, органы опеки и попечительства и т. п.).