Исследование самосознания личности у старших подростков
Несмотря на то, что в современной психологической науке исследованию проблемы развития самосознания отведено одно из ведущих мест, она не теряет своей актуальности. Без изучения сферы самосознания не может быть эффективно решена ни одна проблема личности. Самосознание считается ядром личностной структуры человека и основной единицей анализа его онтогенеза.
Список литературы
- Абульханова-Славская, К.А. Психология и сознание личности подростков / К.А. Абульханова-Славская. – Воронеж: Инфа-В, 2009. -343 с.
- Новохотько, А. Г. К проблеме соотношения образа и самосознания / А. Г. Новохотько. // Вопросы психологии. – 2002. – 1-2. – С. 129-137
- Столин, В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Дис. д-ра псих. наук. 19.00.01/ В.В. Столин. - М.: 2004. – 125 с.
- Хухлаева, О.В. Психология подростка / О.В. Хухлаева. – М.: Академия, 2005. – 328 с.
- Шутенко, Е.Н. Развитие самосознания личности подростка в процессе психодрамы: дис. на соискание ученой степени кандидата психол. наук: 19.00.11. – М., 1999. – 172 с.
Анализируя данные, представленные на рисунке 1, можно сделать вывод, что для большинства подростков характерен средний уровень по шкалам: открытость, самообвинение и внутренняя конфликтность. Это говорит об осознании себя и критичном отношении, а также свидетельствует о наличии отрицательных эмоций в свою сторону. У таких подростков установка видеть себя зависит от степени адаптированности в ситуации.