Стратегии поддержания этноидентичности
ВВЕДЕНИЕ
Проблема становления этнической идентичности является одной из актуальных тем современной педагогики и психологии. Долгое время она находилась на периферии научного анализа в психологии. Но в последние годы она обрела свое место в психологии познания.
Проблемы этнической идентификации в современной науке изучены достаточно глубоко. Однако исследования в этой области характеризуются многоплановостью. Перед исследователями встает вопрос выбора традиции, которой они будут придерживаться, занимаясь проблемами идентичности. В данной области социологического знания существует множество направлений, решающих вопросы этнической идентификации, исходя из различных посылок.
Для каждого человека этническая идентичность означает осознание им своей принадлежности к определённой этнической общности. С её помощью человек солидаризуется с идеалами и стандартами своего этноса и разделяет другие народы на похожих и непохожих на свой этнос.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Понятие этнической идентичности, структура, типы 5
2. Этапы становления этнической идентичности 8
3. Основные стратегии поддержания этнической идентичности 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ……………………………………………..15
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ
1. Стефаненко Т. Этнопсихология- М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 2021- с.18, 119-130
2. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности М.: Смысл, 2020- с. 30-31
3. Науменко Л. И. Этническая идентичность. Проблемы трансформации в постсоветский период // Этническая психология и общество / Под ред. Н. М. Лебедевой. М.: Старый сад, 2020-с.81
4. Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М.: Старый сад, 2019- с. 106
5. Романова О. Л. Развитие этнической идентичности у детей и подростков. М., 2021.
6. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2020
7. Пименов В. В. Этнология: предметная область, социальные функции, понятийный аппарат // Этнология / Под ред. Г. Е. Маркова, В. В. Пименова. М.: Наука, 2021. С. 5-14.
8. История первобытного общества // М.: 2019, с. 466
9. Дробижева Л. М. Этническое самосознание русских в современных условиях: идеология и практика // Советская этнография. 2018. № 1. С. 3-13.
10. Дробижева Л. М., Аклаев А.Р, Коротеева В. В., Солдатова Г. У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации. М.: Мысль, 2018- с.332
11. Левкович В. П., Мин Л. В. Особенности сохранения этнического самосознания корейских переселенцев Казахстана // Психологический журнал. 2021. Т.17. № 6. С.72-81.
12. Левкович В.П, Панкова Н. Г. Проблемы формирования этнического самосознания у детей в работах зарубежных авторов // Советская этнография. 2019. № 5. С.123-131.
13. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Издательская группа «Прогресс», 2020 б.
14. Тишков В. Народы и религии мира. Энциклопедия. - М., Большая Российская энциклопедия, 2020
Но лишь в ранней юности - 16-17 лет - этнические установки приобретают устойчивость, укрепляется осознание своей этнической принадлежности, определяется мотивация ее выбора, формируется этническое мировоззрение. Если на предшествующих этапах решающую роль в формировании этнической идентичности играла семья, то в старшем школьном возрасте наибольшее воздействие начинает оказывать школ.
Однако, первым концепцию развития сознания принадлежности к национальной общности предложил Ж. Пиаже. Он предположил, что развитие этнической идентичности представляет собой создание когнитивных моделей, связанных с понятием «родина», а этнические чувства представляют собой своеобразный ответ на знания об этнических явлениях.