Церковно-приходские школы в системе образования Российской империи в конце 19 - начала 20 века
Введение
Актуальность исследования. Актуальность темы данной работы связана с тем, что в последнее время назрела необходимость изучить и осмыслить опыт взаимодействия Церкви и государства на протяжении веков русской истории. В особенности это касается влияния Церкви на российское образование. Существующие традиции православной педагогики на сегодняшний день считаются востребованными – они снова обретают свое место в системе народного образования. Становится очевидным, что поиск национальной идеи и гуманизация образования считаются невозможными без обращения к традиционным христианским ценностям и накопленному опыту их воплощения в сфере образования и воспитания.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Церковно-приходские школы в конце 19 – начале 20 веков……........8
Параграф 1 История развития и становления церковно – приходских школ в России во второй половине 19 века……………………………………………8
Параграф 2 Преобразование Петра 1 и последующее развитие образования...13
Глава 2 Церковно-приходские школы по отношению к системе образования в России……………………………………………..…………………………...18
Параграф 1 Политика государства в отношении церковно-приходских школ в конце 19 – начале 20 вв………………………………………………………….18
Параграф 2 Характер и организация учебно-воспитательного процесса церковно-приходской школы…………………………………………………...23
Глава 3. Методические аспекты изучения темы «Церковно-приходские школы в системе образования Российской империи в конце 19 начала 20 века» в школьном курсе истории 7 класса………………………………………………………………………...30
Параграф 1 Теоретический анализ нормативно-правовой и методической базы…………………………………………………………………………….…30
Параграф 2 Разработка конспекта урока (внеклассного мероприятия) по теме «Церковно-приходские школы в системе образования Российской империи в конце 19 - начале 20 веков»…………………………………………………...34
Заключение……………………………………………………..…………….....38
Список использованных источников и литературы…………………………...41
Список источников и литературы
Источники:
1. Ванчаков А. М. Заметки о начальной церковной школе. СПб, 1908, - 84 с. [Электронный ресурс] − URL: http://izhoroik.ortox.ru/users/98/1100698/ editor_ files/file/Vanchakov.pdf/ (дата обращения: 01.11.2022).
2. Витязева О. Ф. Начальное народное образование в России во второй половине 19 – начале 20 веков. Шуйский государственный педагогический университет, кафедра философии и религиоведения [Электронный ресурс] − URL:http://history.pravorg.ru/2015/01/08/o-f-vityazeva-nachalnoe-narodnoe-obrazovanie-v-rossii-vo-2-j-polovine-xix-nachale-xx-veka-sravnitelnaya-xarakteristika-cerkovno-prixodskoj-i-zemskoj-shkoly/(дата обращения: 01.11. 2022).
3. Положение о начальных народных училищах 1864 года. Полное собрание законов Российской империи за 1864 год, 613 – 618 с.
4. Положение о церковно – приходских школах 1884 года. Полное собрание законов Российской империи за 1884 год, том 4, 372 – 374 с. [Электронный ресурс] − URL: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/content.html (дата обращения: 01.11. 2022).
5. Положение о церковных школах 1902 года. Полное собрание законов Российской империи за 1902 года, том 22, 206-211 с. [Электронный ресурс] − URL: http://www.nlr.ru/e-res/law_r/content.html/(дата обращения: 01.11. 2022).
6. Представление Обер-прокурора Св. Синода К. К. Победоносцева о ежегодном ассигновании на устройство церковно-приходских школ и проект положения. 1896. 1. Архивные материалы ГАРФ
Литература:
1. Гончаров М.А. Церковно-приходские школы и их место в подготовке учителей в России в конце 19 – начале 20 века / Вестник ПСТГУ 4: Педагогика. Психология, 2012 – 101-117 с.
2. Доброклонский А. П. Руководство по истории Русской Церкви, М: Крутицкое Патриаршее подворье; Общество любителей церковной истории, 2011.
3. Ефимов А. Б. Очерки по истории миссионерства Русской Православной Церкви. М.: Издательство ПСТГУ, 2017 – 688 с.
4. Житнева Т. Е. Церковно-приходские школы в России 1884 -1918 года. Диссертация кандидата исторических наук: М., 2007 – 65 с.
5. Каптерев П. Ф. Новая русская педагогия, ее главнейшие идеи, направления и деятели, 1914.
6. Каптерев П. Ф. История русской педагогии / Предисл. Н. В. Бордовской; Послесл. В. П. Борисенкова. - СПб.: Алетейя, 2016 - 560 с.
7. Корсунский И. Н. Государственное значение церковно-приходской школы. М., 1888 – 90 с.
8. Крутицкая Е. В. Церковно-приходские школы России в конце 19 – начале 20 века. Диссертация кандидата исторических наук: М., 2004.
9. Лаптун В. И. Церковная школа в Российской империи на рубеже 19 - 20 веков. Интеграция образования. -2012 - №2/3 – 162 - 170 с.
10. Миропольский С. И. Очерк церковно-приходской школы. От ее возникновения на Руси до настоящего времени. Издательство ПСТГУ, 2016 – 408 с.
11. Налетова Н. Ю. Деятельность Православной Церкви по распространению народного образования в России во второй половине 19 века. Вестник ПСТГУ 4: Педагогика. Психология, 2010 – 49-56 с.
12. Осипов А. И. Русское духовное образование. Журнал Московской Патриархии, 1998 – 32 - 45 с.
13. Полунов А.Ю. Под властью обер-прокурора. Государство и Церковь в эпоху Александра III. М., 1996 - 144 с.
14. Победоносцев К.П. Сочинения. (Сост. примеч. и предисловие А.И. Пешкова). СПб., 1996 – 510 с.
15. Рачинский С. А. Заметки о сельских школах. СПб., 1883 – 123 с.
16. Римский С. В. Российская Церковь в эпоху Великих реформ. Церковные реформы в России 1860 -1870- х годов. М.: Крутицкое патриаршее подворье, 2017 - 568 с.
17. Смирнов П. свящ. Церковно-приходская школа. Упадок ея на западе Европы и значение для России. СПб, 1886 – 54 с.
18. Федоров В. А. Русская Церковь и государство. Синодальный период (1700 -1917). М.: Русская панорама, 2003 – 202 с.
19. Цыпин В. прот. История Русской Церкви. 1917 – 1997 года. М.: Спасо – Преображенский Валаамский монастырь, 1997.
20. Шавельский Г. Русская Церковь перед революцией. М.: Артос – Медиа, 2005.
21. Шелюк Г. В. Журнал «Церковно-приходская школа» - источник методического обеспечения начальных школ духовного ведомства (конец 19 – начало 20 веков). Наука, техника и образование, 2016 – 141 – 144 с.
22. Юрищева И. В. Состояние народного образования в России в начале 20 века // Преподавание истории в школе. 2002 - №2 - 12-18 с.
23. Ященко Р. В. Развитие церковно-приходских школ России (вторая половина 19 - начало 20 веков). Начальная школа плюс До и После, 2013 – 73 – 77 с.
24. Ященко Р. В. Развитие церковно-при ходских школ России (вторая половина 19 – начало 20 века): Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических на ук. – Волгоград, 2015 – 181 с. [Электронный ресурс] − URL: http://diss.rsl.ru/diss/05/0426/050426035.pdf/(дата обращения: 01.11. 2022).
Рачинский считал, что обучение родному языку должно основываться на церковнославянских текстах. В этом вопросе он оппонировал существовавшим в те времена правилам преподавания в учебных учреждениях Министерства народного просвещения. Проблема противостояния русского литературного языка церковно-славянскому своего рода противостояние элитарной культуры и народной, просвещения и невежества, вызвала разногласия в обществе. Профессор считал, что церковнославянский текст перед русским имеет такие преимущества: произношение совпадаем с правописанием, такое правило облегчает обучение; удобно для обучающегося раздельное обучение чтению и письму – в данном случае не нужно сразу запоминать два варианта одной буквы – печатный и письменный; также церковный речитатив является хорошим методом для борьбы с детским заиканием.
Важным фактором развития народной школы профессор называет приход как ту местную территориальную единицу, которая может и создавать, а заведовать школой. Священник является ближайшим и естественным её попечителем.