Аксиологические основы подготовки педагогов дефектологических специальностей
Аннотация: В статье освещены гуманистические тенденции, развивающиеся и углубляющиеся в системе специального образования России, обоснована необходимость переноса акцентов в профессиональной подготовке на воспитание определенных личностных качеств, позволяющих педагогу, осуществляющему коррекционно-развивающее воздействие на детей с ограниченными возможностями здоровья, быть эффективным проводником гуманистических идей.
Ключевые слова: гуманизм, гуманистические тенденции, личностные качества педагога специальной школы.
Зарождение основных аксиологических вопросов восходит к древнейшим философским учениям, дзен-буддизму, школам Платона, Сократа, Аристотеля. Однако в настоящее время однозначно признано, что процесс развития аксиологии продолжается и, более того, «область влияния» ее расширяется. Основной категорией аксиологического подхода является «ценность». Согласно М.С. Кагану, ценность — это «отношения значимости объектов социального и природного мира для личности, коллектива, общества» [4, с. 175].
Не найдено
Библиографический список
1. Асташова Н.А. Аксиологические основы организации индивидуального подхода в образовательном процессе вуза. Вестник Брянского государственного университета.
2. Бим-Бад Б. М. Антропологические основы образования. [Электронный ресурс]. Официальный сайт Б.А. Бим-Бада. Режим доступа: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php. (Дата обращения 31.03.2015.)
3. Большой энциклопедический словарь. [Электронный ресурс] Словари и энциклопедии. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/ 111386. (Дата обращения 23.09.2015.)
4. Каган М. С. Философская теория ценности / М. С. Каган. — СПб. : Нау- ка, 1997.
5. Кулаковская Н.А. Профессионально-личностное воспитание студентов технического вуза: авто- реф. дисс. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Кулаковская Наталья Александровна. – СПб.: 2003. – 22 с
6. Ларионова Л. В. Профессионально-гуманистическая подготовка учителя для коррекционных образовательных учреждений. Дис. канд. пед. наук: 13.00.08 : СПб., 2001 225 c. [Электронный ресурс]. Библиотека диссертаций. Режим доступа http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/professionalno-gumanisticheskaja-podgotovka-uchitelja-dlja-korrekcionnyh.html. (Дата обращения 10.09.2015.)
7. Мудрик А.В.. Социальная педагогика. М:, Академия, 2013. – 240 с.
8. Попова В. В. Педагогические условия профессиональной подготовки будущих педагогов к реализации гуманистических ценностей в образовании. Автореф. дис. канд пед. наук. [Электронный ресурс]. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике. Режим доступа: http: // nauka-pedagogika.com / pedagogika-13-00-08 / dissertaciya-pedagogicheskie-usloviya-professionalnoy-podgotovki-buduschih-pedagogov-k-realizatsii-gumanisticheskih-tsennostey-v-obraz#ixzz3WRg1wRs7. (Дата обращения 21.09.2015.)
9. Ястребова Л.А. Формирование профессионально значимых качеств будущих педагогов-дефектологов. Автореф. дис. канд пед. наук. [Электронный ресурс]. http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/formirovanie-professionalno-znachimyh-kachestv-buduwih-pedagogov-defektologov.html
До недавнего времени в обществе существовала медицинская модель инвалидности, согласно которой люди с ОВЗ рассматривались в качестве обособленной социальной группы. Согласно этой модели, социальная интеграция человека с ОВЗ возможна только при условии его адаптации к окружающей действительности и самостоятельного преодоления возникающих барьеров. Общество, со своей стороны, не несло никакой ответственности по обеспечению людям с ОВЗ комфортных условий жизнедеятельности. Все изменилось в середине XX века, когда в Дании был узаконен «принцип нормализации», а по сути, закон о социальной защите населения. Основополагающим в нем является положение о праве людей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования, работы, а также условий жизни, приближенных к нормальным. Концепция нормализации ознаменовала переход к новой, социальной модели инвалидности. Устранение барьеров теперь являлось не проблемой человека с ОВЗ, а находилось в зоне ответственности общества.