Сегментирование рынка туристских услуг
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях международный туризм играет важную роль во взаимодействии экономики и взаимообогащении культур. С развитием и становлением туризма, возросло его международное значение. У туристских предприятий появился определенный круг проблем, начиная от производства туристских услуг, их функционирования и размещения и заканчивая стратегической маркетинговой деятельностью. В связи, с чем возникла потребность проведения более глубокого изучения механизмов действия стратегии туризма, деятельность туристских предприятий.
Одно из главных направлений маркетинговой деятельности – это сегментирование туристского рынка, которое позволяет накапливать средства туристской фирмы на определенном направлении своего бизнеса. Экономисты в настоящее время четко определяют понятия «целевой рынок» и «целевой сегмент», выделение которых является основной целью сегментирования рынка.
Под сегментом рынка понимается совокупность потребителей, которые одинаково реагируют на обещанные свойства товара или услуги, на побудительные стимулы маркетинга. Сегменты рынка делятся в зависимости от типов клиентов и соответствующих этим типам различиям в потребностях, характеристиках, поведении и мышлении потребителей.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………...…..…………………….3
Глава 1. Туристский рынок: основные понятия и его сегментирование……...5
1.1. Понятие о туристском рынке…………………………………………5
1.2. Сущность сегментирования туристского рынка…………………….7
1.3. Виды сегментации туристского рынка………………………………9
1.3.1. Сегментация туристского рынка по возрасту……………………9
1.3.2. Сегментация туристского рынка по уровню доходов………...…10
1.3.3. Сегментация туристского рынка по побудительным мотивам…12
1.3.4. Сегментация туристского рынка, предложенная Г. Ганом……14
1.3.5. Сегментация туристского рынка, предложенная В. Сапруновой.15
Глава 2. Выбор целевого рынка и основного принципа сегментирования….19
2.1. Выбор принципа сегментирования…………………………………19
2.2. Целевой рынок. Выбор основного направления…………………...21
Глава 3. Сегментирование выездного туристского рынка на примере туристического агентства «НИКА» ИП Окунцева О.В……………………….25
3.1. Общая характеристика «НИКА» ИП Окунцева О.В……………….25
3.2. Сегментирование на примере «НИКА» ИП Окунцева О.В………....27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………34
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИОННО-ГРАФИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА………37
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. I. Федеральный закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочная правовая системаКонсультантПлюс.URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142///(дата обращения 21.11.2022).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. II. Федеральный закон от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочная правовая системаКонсультантПлюс.URL:..http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027//(дата обращения 21.11.2022).
3. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система КонсультантПлюс.URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/ (дата обращения 21.11.2022).
4. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочная правовая система КонсультантПлюс.URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/ (дата обращения 21.11.2022).
5. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 28.05.2022 г. № 148-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочная правовая система КонсультантПлюс.URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_417853/ (дата обращения 21.11.2022).
6. Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ [Электронный ресурс] // Справочная правовая система КонсультантПлюс.URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11376/ (дата обращения 21.11.2022).
7. Закон Республики Башкортостан «О туристской деятельности в Республике Башкортостан» от 25.07.1997 г. № 112-з [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал Гарант.ру URL: https://www.garant.ru/hotlaw/bashkor/1585643/ (дата обращения 21.11.2022).
8. Закон Республики Башкортостан «О внесении изменений в закон Республики Башкортостан Республики Башкортостан «О туристской деятельности в Республике Башкортостан» от 24.10.2022 г. № 621-з [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал Гарант.ру URL: https://www.garant.ru/hotlaw/bashkor/1585643/ (дата обращения 21.11.2022).
9. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил оказания услуг по реализации туристского продукта» от 18.11.2020 г. № 1852 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система КонсультантПлюс.URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_368293/ (дата обращения 21.11.2022).
10. ГОСТ Р 50690-2017 «Туристские услуги. Общие требования» [Электронный ресурс] // Справочная правовая система КонсультантПлюс.URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=OTN&n=18188#UdwokNTWfb4LA3uk (дата обращения 21.11.2022).
11. Фролова Т.А. Экономика и управление в сфере социально-культурного сервиса и туризма: конспект лекций уч. пособие. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.
12. Акентьева С. И. Организация туристской индустрии : учебник для студ. / С. И. Акентьева, В. В. Игнатьева, Г. В. Петрова. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 320 с.
13. Рынок туризма и его особенности [Электронный ресурс]. – URL: https://studref.com/648410/turizm/rynok_turizma_osobennosti (дата обращения 21.11.2022).
14. Сегментация рынка туристских услуг [Электронный ресурс]. – URL: https://gigabaza.ru/doc/433.html (дата обращения 21.11.2022).
15. Цыринова, Н. С. Маркетинг в туризме / Н. С. Цыринова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2016. - № 27.2 (131.2). – С. 43-45. – URL: https://moluch.ru/archive/131/36458/ (дата обращения: 21.11.2022).
16. Лебедева, С. А. Современная классификация туристских сегментов / С. А. Лебедева. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 12 (146). – С. 323-326. – URL: https://moluch.ru/archive/146/40987/ (дата обращения: 21.11.2022).
17. Соколов, М. А. Маркетинговая стратегия как механизм обеспечения конкурентоспособности современных организаций / М. А. Соколов, О. О. Монастырская. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2014. – № 6.2 (65.2). – С. 66-68. – URL: https://moluch.ru/archive/65/10853/ (дата обращения: 21.11.2022).
18. Менеджмент туризма: учебник / А. Д. Чудновский, Н. В. Королев, Е.А. Гаврилова, М. А. Жукова, Н. А. Зайцева. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 576 с.
19. Единый федеральный реестр турагентов/[Электронный ресурс]. – URL: https://efrta.tourism.gov.ru/agents/subject/f5b157d2-2b8f-4ecc-aa69-262f8d42dcdf/ (дата обращения: 21.11.2022).
Из-за катастрофического влияния пандемии коронавируса на международный туризм в 2021 году выездной туризм оказался наиболее пострадавшим направлением. По сравнению с 2019 годом, выездной турпоток сократился до 40%. В связи с ограничениями по выездному туризму в 2021 году происходило развитие внутреннего туризма и его инфраструктуры. Лучше всего клиенты турагентства выбирали для внутренних путешествий по стране путевки в Краснодарский край, Крым, Москва, Санкт-Петербург, Владимирскую область, Ставропольский край, Ярославскую, Тюменскую и Тверскую области, Республику Карелию и Татарстан. Как видно из приложения А, количество поездок внутри России значительно превысил долю выездного туризма, она составляет 36% от всех направлений путешествий. Самым популярным зарубежным туристским направлением среди клиентов «НИКА» за 2021 год является Турция. На нее приходится почти 17% всех заграничных путешествий. Это можно объяснить тем, что Турция является самым недорогим туристским направлением для россиян, также это может быть связано с безвизовым режимом для России. Данное направление пользуется успехом у сравнительно молодых людей с детьми.