Логоритмические занятия как средства развития звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста
Затрагивая в настоящее время любой вопрос, касающийся проблем детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно тяжело детям с нарушениями речи.
Часто приходится слышать от обеспокоенных родителей: “Мой ребенок не просто плохо говорит, а еще не хочет заниматься дома!”, “ У моего малыша совершенно не получаются упражнения с мелкими предметами!”, “Проблема с речью не решается вот уже больше года!” и т.п.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со взрослыми и сверстниками, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Можно сказать, что речь человека – это его визитная карточка.
Вопрос о речевом развитии ребенка в нынешнее время стоит очень остро, т.к. с каждым годом увеличивается число детей с различными речевыми патологиями. Например, всё больше становится неговорящих малышей, детей с неразборчивой, смазанной речью, которые к 5 годам не могут овладеть чётким произношением всех звуков. Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхание у них зачастую поверхностное. Одни дети гиперактивны, другие пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы. Наряду с этим у большинства детей, имеющих речевые нарушения, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания; память, работоспособность снижены.
Содержание не найдено
Список источников:
⦁ Арсеневская О.Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» – Волгоград, 2010.
⦁ Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры – М., 2001.
⦁ Боромыкова О.С. Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением, комплекс упражнений по совершенствованию речевых навыков у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи – СПб., 1999.
⦁ Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика – М., 1997.
⦁ Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ – Москва, 2006
⦁ Гавришева Л.Б., Нищева Н.В. Логопедические распевки – СПб., 2005.
⦁ Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду – Ярославль, 2006.
⦁ Гудимов В.П., Лусинян А.А., Ананьева О.П. Поющая азбука – М., 1998.
⦁ Дурова Н.В. Фонематика – М., 2002.
⦁ Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми от 2-6 лет (3 книги) – Москва, 2007.
⦁ Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение – СПб., 1997.
⦁ Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ – М., 2006.
⦁ Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. Выпуски 1-4 – Москва, 2000.
Благодаря системной и целенаправленной работе по использованию логоритмики во всех сферах жизни детей, мои воспитанники систематически являются призёрами проводимых ежегодно внутри детского сада конкурсов выразительного чтения. Несколько детей поступили в музыкальную школу, а танцами продолжают заниматься в танцевальных коллективах, в частности, в ансамбле «Славяночка» под руководством Т.Д. Литвиненко .Так же своим достижением считаю, что в результате работы к концу средней группы в логопедическую группу берут на 60% меньше детей, чем планировалось в начале года.
Огромным плюсом проводимой работы считаю игровую форму подачи материала, комплексный характер, доступность и практичность использования, что превращает занятия с дошкольниками в весёлую обучающую игру, которая способствует не только музыкальному развитию малышей, но и мелкой моторики, речи, творческих способностей, а также обучению счету. Развитие ребенка происходит в игровой форме, где есть и пальчиковые игры, и физкультминутки, и инсценировки.
В дальнейшем планирую продолжать и совершенствовать работу в системе логоритмики для большего раскрепощения тела и духа ребенка. На основе развития пластических возможностей, расширения двигательного опыта подвести детей к развитию творческого потенциала личности, к творческой интерпретации музыкального произведения, раскрытию собственной индивидуальности, способности к самовыражению.