Задержка психического развития у детей в младшем возрасте
Аннотация: дефекты нормального развития психических процессов и эмоционального развития относятся к наиболее частым проблемам, с которыми сталкивается большинство современных детей. В статье рассматривается данное явление как вариант психического дизонтогенеза, к которому относятся различные по этиологии, патогенезу, клиническим проявлениям и особенностям динамики состояния легкой интеллектуальной недостаточности, занимающие промежуточное положение между интеллектуальной нормой и умственной отсталостью и имеющие тенденцию к положительной динамике при хорошо организованной реабилитационной работе; приводятся примеры методик выявления данного отклонения.
Ключевые слова: задержка психического развития, психический дизонтогенез, интеллектуальное развитие, методика исследования, младший возраст.
По отношению к изменениям, происходящим в обществе, взрослые не всегда способны воспринимать их, и во многих случаях это давление оказывает негативное влияние, приводя к индивидуальным психическим расстройствам.
Содержание не найдено
Список литературы
1. Ashrafi, M. Approach to Mental Retardation and Global Developmental Delay // Iranian Journal of Child Neurology.—2011.—Vol.5.—№ 1.—P. 1-8.
2. Емелина Д.А., Макаров И.В. Особенности динамики клинических вариантов задержки психического развития резидуально-органического генеза // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова.—2016.—Т.116. — С. 2-16.
3. Емелина Д.А., Макаров И.В. Задержки темпа психического развития у детей (обзор литературных данных) // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева.—2011.—№ 3.—С. 11-16.
4. Незнанов Н.Г., Макаров И.В. Глава 30. Умственная отсталость // Психиатрия: национальное руководство / Под ред. Т.Б. Дмитриевой, В.Н. Краснова, Н.Г. Незнанова, В.Я. Семке, А.С. Тиганова.—М.: ГЭОТАР-Медиа.—2009.—С. 653-681.
5. Сергеева О.А., Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б. Проблема психилогической готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития // Бюллетень медицинских интернет-конференций.—2015.—№5.—Т.5. — С. 712.
6. Сухарева Г.Е. //Клинические лекции по психиатрии детского возраста. — Т.2. — М.—1959.—406 с.
7. Задержка психического развития ЗПР у детей: причины, симптомы, виды, варианты коррекции // Центр современной детской неврологии [Сайт]. URL: https://goo.su/9QXZ (дата обращения: 5.01.2022).
Стоит отметить, что в разных странах имеется своя специфика подхода к изучению ЗПР. В отличие от отечественных представлений, европейская и американская модель ЗПР не делает акцент на пограничном уровне нарушений и на их обратимости. В зарубежной литературе данное понятие используется для временного обозначения проблем развития у детей до 5 лет, когда невозможно использование тестовых методик для определения уровня интеллекта [1].
Согласно отечественной модели, ЗПР определяется как пограничное состояние между нормой и легкой умственной отсталостью, однако следует отметить, что такой подход не всегда применяется к детям младшего дошкольного возраста. Это связано с тем, что динамика развития индивидуума в таком раннем возрасте часто непредсказуема, а выраженные нарушения внимания и незрелость эмоционально-волевой сферы делают невозможным применение психологических методик для оценки интеллектуального развития.
При ЗПР у детей часто отмечается низкая речевая активность, отставание речевого развития (ЗРР, ЗПРР). Словарный запас у них беден, они не соответствует возрастным нормам, фонематический слух очень плохо развит, речь не сформирована, высказывания примитивны и нецеленаправленны, часто путают, пропускают или заменяют в словах звуки и буквы (парафазия).
Основные затруднения вызывает дифференциальная диагностика ЗПР и олигофрении. Особенно важно различать умственную отсталость и ЗПР церебрально-органического генеза.