Ценовые и неценовые виды конкуренции: экономическая природа и сферы реализации
Введение
В рыночной экономике конкуренция является одной из главных ее черт, поскольку именно конкуренция создает особые условия для хозяйствования рыночных субъектов, обеспечивая тем самым создание и условия для реализации новых товаров и услуг.
Показателем важности конкуренции для современного рынка является тот факт, что на сегодня в большинстве стран разработаны и приняты зако-ны, позволяющие защищать и поддерживать конкуренцию. При этом основа конкурентной экономики – конкурентоспособные компании и предприятия всех форм собственности и сфер деятельности. Известно, что одной из основных целей деятельности любого предприятия является победа в конкурентной борьбе.
А для того, чтобы одерживать в конкурентной борьбе победы, конку-рентоспособностью необходимо управлять, постоянно разрабатывать меро-приятия, направленные на рост конкурентоспособности предприятия. Вышесказанное определяет актуальность темы, выбранной для исследования, делает интересной ее для изучения.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты ценовых и неценовых видов конкуренции 5
1.1 Понятие ценовых и неценовых видов конкуренции 5
1.2 Экономическая природа и сферы реализации ценовых и неценовых видов конкуренции 10
Глава 2. Анализ ценовых и неценовых видов конкуренции в России 21
2.1 Анализ ценовой конкуренции 21
2.2 Оценка неценовой конкуренции 22
2.3 Пути развития ценовой и неценовой конкуренции в России 24
Заключение 50
Список использованных источников 51
Список использованных источников
1. Батьковский М.А., Калачихин П.А., Наумов И.С., Фомина А.В. Формирование конкурентных стратегий развития предприятий базовых высокотехнологических отраслей // Радиопромышленность. – 2017. – №3. – С. 344-367.
2. Гаджиев К.С. О фрагментации миропорядка в эпоху глобализации. Мировая Экономика И Международные Отношения, 2019, том 63, № 8, с. 102-112
3. Гридчина Д.В. анализ ресурсов и способностей предприятия для фор-мирования актуального конкурентного преимущества / В сборнике: Современные научные исследования в сфере экономики Сборник ре-зультатов научных исследований. – Киров: Издательство: Межрегио-нальный центр инновационных технологий в образовании, 2018. – С. 412-416.
4. Дударев Р.М. Анализ конкурентной среды // Достижения науки и образования. – 2018. – № 7. – С. 40-43.
5. Коваленко А.И. Отдельные теоретические аспекты конкурентной стратегии фирмы // Интернет-журнал «Науковедение». – 2017. – №7. –С. 63-68.
6. Козел И.В., Воробьева Н.В. Практические аспекты разработки базовой конкурентной стратегии в предпринимательской деятельности // Сибирская финансовая школа. – 2018. – № 6. – С. 16-18.
7. Кузовлева И.А. Анализ и оценка конкурентных преимуществ и устой-чивости рыночной позиции предприятия на региональном рынке / В сборнике: Статистический анализ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Материалы 5-ой Международной научно-практической конференции. – Брянск: Издательство: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Брянский государственный инженерно-технологический университет», 2018. – С. 183-191.
8. Куликова А.В., Рокунова О.В. О важности интеграции рыночного и ресурсного подхода к разработке конкурентной стратегии предприятия // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2017. – № 12. – С. 46-48.
9. Лашманова А.Г., Наумова Л.М. проектирование стратегии развития конкурентных преимуществ с использованием инструментария «SWOT-анализ» / В сборнике: Менеджмент и маркетинг: теория и практика сборник научных статей. ответственный редактор: Е.А. Иль-ина. – Чебоксары: Издательство: Чувашский государственный педаго-гический университет им. И.Я. Яковлева, 2018. – С. 267-274.
10. Мечитов С.Р. Теоретические аспекты разработки конкурентных стратегий // Актуальные вопросы экономических наук. – 2016. – № 41. – С. 82-86.
11. Перепелица М.А. Конкурентный анализ организации / В сборнике: Стимулирование инновационного развития общества в стратегическом периоде. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. – Уфа: Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство международных исследований», 2018. – С. 167-169.
12. Пермякова В.Б. Базовые конкурентные стратегии фирмы / В сборнике: Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки электронный сборник статей по материалам L студенческой международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Издательство: Ассоциация научных сотрудников «Сибирская академическая книга», 2017. – С. 4-8.
13. Савенко Н.В. Сбор и анализ информации о конкурентах (конкурентная разведка) / В сборнике: Кооперация без границ: расширение рамок социальной экономики Материалы международной студенческой научной конференции: в 5 частях. – Белгород: Издательство: Белгородский университет кооперации, экономики и права, 2017. – С. 138-147.
14. Сироткина И.А. Завоевание конкурентных преимуществ на основе базовых стратегий конкуренции // Новая наука: От идеи к результату. – 2016. – № 10. – С. 170-172.
15. Толстиков Е.А. Теоретические основы формирования стратегии повышения конкурентоспособности предприятия // Молодой ученый. – 2017. – №24. – С. 304-307.
16. Тукач В.С. Анализ научной литературы по теме «устойчивые конкурентные преимущества и стратегический конкурентный анализ» // Молодой ученый. – 2017. – № 35. – С. 47-50.
17. Фляйшер К. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. – 541 с.
18. Шестопалова Н.С. Формирование конкурентной стратегии предприятия // Вестник Московского государственного университета леса – Лесной вестник. – 2018. – № 5. – С. 253-256.
19. Шмеер К.О. Матрица конкурентных стратегий организации // Экономические исследования и разработки. – 2017. – №6. – С. 80-87.
20. Этова Е.В., Бабанов В.Н. Конкурентный анализ товара как фактор успешного формирования маркетинговой стратегии предприятия / В сборнике: Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. – Уфа: Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2016. – С. 200-203.
Иностранная литература
21. Attanasio D.B. The multiple benefits of competitor intelligence // The Journal of Business Strategy. - 1988. -№ 9 (3). С. 22
22. Inquiries into human faculty and its development, L., 1883.
O'Shaughnessy John. Competitive Marketing: A Strategic Approach. The 3rd edition. - Thomson Learning College, 1995. – 734с.
23. Kovtunenko Yu.V., Grabovenko O.A. Competitiveness enterprise in modern conditions: problems and prospects // Экономика: реалии времени. – 2016. – №4. – С. 75-79.
24. Kotler Philip. Ten Deadly Marketing Sins: How to Avoid and Resolve Them. Wiley, 2004. – 160 с.
25. Ходжаниязов Э. С. The ways of increasing competitiveness of enterprises // Молодой ученый. – 2016. – №12. – С. 1517-1519.
Предприятие должно быть способно своевременно, объективно и точно оценивать потребительский спрос, как в настоящее время, так и прогнозировать его динамику на будущее. Такая оценка возможна только на базе научной модели целевой потребительской группы, учитывающей ее экономические, социокультурные и психологические факторы, разработанной методами современной социологии и маркетинга
В результате инновационные компании находятся в лучшем положе-нии, используя краткосрочное патентирование. Суть третьего механизма в сетевых эффектах. От них во многом зависит ценность многих продуктов и услуг. Сетевой эффект – феномен роста потребительской ценности сети по мере роста числа узлов этой сети. Такие эффекты условно делятся на две подкатегории. Прямые сетевые эффекты возникают, когда влияние продукта увеличивается с ростом количества пользователей и связей между ними. Например, социальная сеть Facebook: по мере роста числа пользователей, использование сайта становится более привлекательным, можно получить доступ к подавляющему большинству личных знакомых и потенциальных деловых партнеров – он неформально становится обязательным для использования.