Формулы чудесного роста героя в Олонхо и Якутской сказке
Аннотация. Вопросы сравнительного изучения народной сказки и эпоса включают в себе изучение не только сюжетно-мотивного фонда, но и стиля, в частности, устойчивых художественных средств, созданных в процессе исторического развития эпических жанров. Актуальность исследования обусловлена тем, что стереотипные средства выражения, которые создают образ персонажей в олонхо и якутской народной сказке, в достаточной мере не изучены. До настоящего времени в истории якутской фольклористики категории внутренних медиальных формул, описывающих быстрый рост героя не были отдельно рассмотрены. Целью исследования является выявление разновидности формул чудесного роста героя в героическом эпосе олонхо и якутской сказке, рассматривая в контексте эпического наследия народов Евразии. Методом исследования послужил сравнительно-сопоставительный анализ и системный подход классификации традиционных формул Н. Рошияну. По всем категориям приведены примеры из текстов сказок и эпоса не только народа саха, а также образцы фольклорного наследия народов Евразии на языке оригинала и с переводом на русский язык. В результате исследования обозначены следующие категории внутренних медиальных формул, описывающих быстрый рост героя: 1. Один день равен году; 2. Герой родившись, обращается к родителям (сразу разговаривает); 3. Проявляет свою силу и убегает от родителей; 4. Не вмещается в шкуру крупных животных; 5. Одно наречие “быстро”; 6. “не по дням, а по часам и минутам”; 7. Один час равен году; 8. Один день равен месяцу, месяц равен году; 9. Формулы-сравнения. Из девяти категорий в текстах олонхо выявлены четыре, а две разновидности формул чудесного роста героя в якутской волшебной сказке.
Содержание не найдено
ЛИТЕРАТУРА
1. Васильев Г. М. Якутское стихосложение. – Якутск: Книжное изд-во, 1965. – 125 с.
2. Дмитриев П.Н. Эпические формулы и олонхо // Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока: материалы Всесоюзной конференции фольклористов / [ред.: Н. В. Емельянов, В. Т. Петров]. – Якутск: Якутский филиал изд-ва СО АН СССР, 1978. – С. 118-120.
3. Дьяконова Ю.Н. Якутская сказка (русско-якутские взаимосвязи). – Ленинград: Наука, 1990. – 183 с.
4. Илларионов В.В. Эпическое наследие народа саха. – Новосибирск: Наука, 2016. – 344 с.
5. Ефимова Л.С. Алгысная и другие традиционные формулы хороводных песен якутов // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2006. Т. 3, № 4. – С. 63-68.
6. Ефремов Н.Н. Эпические формулы в тексте якутского героического эпоса олонхо: лингвистический аспект // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2013. Т. 10. № 1. – С. 64-67
7. Горяева Б.Б. Калмыцкая волшебная сказка: сюжетный состав и поэтико-стилевая система. – Элиста: ЗАОр “Джангар”, 2011. – 128 с.
8. Коровина Н.С. Типология взаимодействия коми и русских волшебных сказок (сюжетный состав, художественно-стилевая структура). – Сыктывкар: ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН, 2013. – 232 с.
9. Рошияну Н. Традиционные формулы сказки. – Москва: Наука, 1974. – 216 с.
10. ЯНС – Якутские народные сказки. – Новосибирск: Наука, 2008. – 462 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т.27).
11. ЯС – Якутские сказки. – Якутск: Кн. изд-во, 1964. Т. 1. – 309 с.
12. АНС – Алтайские народные сказки. – Новосибирск: Наука, 2002. – 455 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 21)
13. БВС – Бурятские волшебные сказки. – Новосибирск: Наука, 1993. – 341 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока).
14. ТНС – Тувинские народные сказки. – Новосибирск: Наука, 1994. – 460 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока).
15. СНЕ –Сказки народов Евразии. “Сын медведя”. – Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2017. – 199 с.
16. СКК – Строптивый Кулун Куллустуур: Якутское олонхо. – Москва: Наука, 1985. – 608 с.
17. ФД – Фольклор долган. – Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2000. – 448 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 19)
18. КД – Якутский героический эпос “Кыыс Дэбилийэ”. – Новосибирск: Наука, 1993. – 330 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока).
19. МЭС – Якутский героический эпос “Могучий Эр Соготох”. – Новосибирск: Наука, 1996. – 440 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т. 10).
20. Дуяков Г.В. Кыыс Дьуурайа бухатыыр: олоҥхо. – Дьокуускай: Бичик, 2011. – 288 с. (Саха боотурдара: 21 т.; Т. 9)
21. КБ – Көнтөстөй Бөҕө: олоҥхо. – Дьокуускай: Бичик, 2015. – 256 с. (Саха боотурдара: 21 т.; Т. 15)
22. ОХО – Орто Халыма олоҥхолоро: олоҥхо. – Дьокуускай: Бичик, 2016. – 280 с. (Саха боотурдара: 21 т.; Т. 18)
23. Шараборин М.Т. Улуу Даарын бухатыыр. – Дьокуускай: Бичик, 2008. – 272 с. (Саха боотурдара: 21 т.; Т. 5).
24. Кузьмина Е.Н. Указатель типических мест героического эпоса народов Сибири (алтайцев, бурят, тувинцев, хакасов, шорцев, якутов). – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005. – 1383 с.
25. Еремеев-Дэдэгэс С.И. Төбөт Мэник бухатыыр. – Дьокуускай: Бичик, 2017. – 176 с.
26. ОТБ – Оҕо Тулаайах бухатыыр. – Якутск: Алаас, 2017. – 213 с.
27. Баранникова Е.В. Бурятские волшебно-фантастические сказки. – Новосибирск: Наука, 1978. – 255 с.
28. Пропп В.Я. Русская сказка. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1984. – 336 с.
29. Решетникова А.П. Фонд сюжетных мотивов и музыка олонхо в этнографическом контексте. – Якутск, 2005. – 408 с.
30. Зарипов Н.Т. Башкирские богатырские сказки: Эстетика жанра. – Уфа: Гилем, 2008. – 240 с.
31. СУС – Сравнительный указатель сюжетов. Восточнославянская сказка / Составители: Л. Г. Бараг, И. П. Березовский, К. П. Кабашников, Н. В. Новиков. – Ленинград: Наука, 1979. – 437 с. [Электронный ресурс] //https://ruthenia.ru/folklore/sus/index.htm (дата обращения: 06.12.2021)
Формулы-сравнения типа «как тесто на опаре киснет»: «Стали ребятки расти не по дням, а по часам, как хорошее тесто на опаре поднимается, так и они вверх тянутся» [9, с. 105].
В.Я. Пропп о героях, которые родились чудесным образом, приводя пример из русской волшебной сказки, отмечает: “Один называется Иван-царевич, другой – Иван девкин сын, третий – Буря-богатырь Иван коровий сын. Они быстро растут – не по дням, а по часам, как «тесто на опаре киснет». … Старшим оказывается не королевский сын и не сын служанки, а коровий сын. Опять мы имеем дело с весьма архаическими представлениями. Герой волшебных сказок и в иных случаях оказывается сыном животного” [28, с. 202–203].
Заключение
Итак, мы привели изобилие примеров, описывающих быстрый рост героя в эпическом наследии народов Евразии. Существуют различные категории формул чудесного роста героя в сказках и эпосах: 1). Один день равен году; 2). Сразу обращается к родителям; 3). Проявляет свою силу и убегает от родителей; 4). Не вмещается в шкуру крупных животных; 5). “не по дням, а по часам и минутам”; 6). Один час равен году; 7). Один день равен месяцу, месяц равен году; 8). Формулы-сравнения. В якутском эпическом наследии из них обнаружены пока четыре категории.