Процессуальная роль и статус психолога и педагога в уголовном судопроизводстве

В статье проводится анализ теоретических и нормативных положений относительно процессуальной роли и статуса педагога и психолога как субъектов уголовного судопроизводства. Автор приходит к выводу о том, что педагог и психолог – это самостоятельные участники уголовного процесса, не являющиеся в процессуальном смысле (ст. 58 УПК РФ) специалистами, но имеющие права и обязанности, сходные с правами и обязанностями специалиста.
Author image
Iskander
Тип
Статья
Дата загрузки
02.08.2022
Объем файла
29 Кб
Количество страниц
6
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
320 руб.
400 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение не найдено

Содержание не найдено

Список литературы 
1 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: офиц. текст: по состоянию на 30 апреля 2021 г. // Собр. Законодательства Рос. Федерации. – 2021. – № 15. – Ст. 2434. – ISSN 1560-0580.
2 Алонцева, Е.Ю. Участники уголовного судопроизводства: понятие и классификация по УПК Российской Федерации и УПК Кыргызской Республики (сравнительно-правовой анализ) / Е.Ю. Алонцева // Международное уголовное право и международная юстиция. – 2020. – № 5. – С. 23 - 26.
3 Арсеньев, В. Д. Использование специальных знаний при установлении фактических обстоятельств уголовного дела / В.Д. Арсеньев, В.Г. Заболоцкий. – Красноярск, 1986. – 800 с.
4 Бычков, А.Н. Участие педагога в российском уголовном судопроизводстве: монография / А.Н. Бычков. – Москва: Юрлитинформ, 2011. – 350 с.
5 Добровлянина, О.В. Понятие специалиста и формы его участия в досудебном уголовном процессе / О.В. Добровлянина // Пермский юридический альманах. Ежегодный научный журнал. – 2018. – № 1. – С. 453 - 459.
6 Матвеев, С.В. Актуальные проблемы правового статуса психолога и педагога в уголовном судопроизводстве по делам несовершеннолетних / С.В. Матвеев / / Российский судья. – 2002. – № 3. – С. 12-14.
7 Мельникова, Э.Б. Участие специалиста в следственных действиях / Э.Б. Мельникова. – Москва: Госюриздат, 1964. – 87 с.
8 Новиков, А.А. Институт специалиста в уголовном судопроизводстве России: автореф. дис. канд. юрид. наук / А.А. Новиков. – Калининград, 2007. – 24 с.
9 Пюсса, О.К. Об участии обвиняемого в следственных действиях, производимых на месте происшествия / О.К. Пюсса // Труды по правоведению IV. – Тарту, 1966. – С. 233 – 247. 
10 Шейфер, С.А. Следственные действия. Система и процессуальная форма / С.А. Шейфер. – Москва: Юридическая литература, 1981. – 127 с.

О.В. Добровлянина подчеркивает, что «педагог или психолог привлекается для участия в следственных действиях с несовершеннолетним именно в качестве специалиста. Они являются специалистами и отнесены к иным участникам процесса, которые содействуют надлежащему его ходу» [5, С. 453].
Иную позицию высказывает А.Н. Бычков, который полагает, что педагог в уголовном процессе – это особая процессуальная фигура, отличная от специалиста, оказывающая помощь следователю, дознавателю, судье, а также ограждающая законные интересы допрашиваемого [4, С. 106].
На вспомогательную роль педагога и психолога указывает С.А. Шейфер, который подчеркивает, что педагог привлекается, «если особенности личности допрашиваемого (подросток малообщителен, замкнут и т.п.) затрудняют установление с ним психологического контакта» [10, С. 16]. В свою очередь, педагог призван выполнять правозащитную роль при расследовании и рассмотрении уголовного дела [10, С. 16].
 

Похожие работы