Понятие и основные функции повтора в художественном тексте
Впервые на явление повтора обратил внимание в 20-е гг. прошлого века советский лингвист В. М. Жирмунский, который связывал это понятие с выявлением структуры текста [2, c. 7].
За основу определения понятия повтора традиционно принимают мнение Т. В. Харламовой, согласно которому под повтором понимается стилистический прием, наименования ранее указанного в определенном контексте денотата - лица, предмета, качества, действия. Именно повторение слов, по мнению ученого, выполняет в языке функцию основного строительного материала текста, составляет ядро [10, с.12].
Фигура повтора определяется В. П. Москвиным как стилистический прием, состоящий:
а) в повторении в непосредственной близости друг от друга одной и той же единицы (звука, морфемы, слова);
б) в использовании в тех же условиях сходных единиц (похожих звуков, созвучных слов)" [7, с.81].
Содержание не найдено
Литература
1. Арнольд И. В. Стилистика современного английского языка (стилистика декодирования)/ И. В. Арнольд. - М.: Наука, 1990. - 220с.
2. Жирмунский В. М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. - М.: Наука, 2008. - 408с.
3. Кожевникова К. Об аспектах связности в тексте как целом / К. Кожевникова // Синтаксис текста. - М., 1979. - № 7.
4. Львов М. Риторика: Культура речи / М. Львов. - М.: Академия, 2002. - 272 с.
5. Максимов С. Е. Практический курс перевода. Теория и практика переводческого анализа текста. Учебное пособие / С. Е. Максимов. - К.: Ленвит, 2006. - 157с.
6. Мальцев В. А. Параллелизм, его связи с повтором и роль в организации художественного текста / В. А. Мальцев // Романское и германское языкознание. - Минск: Изд-во Минск. гос. пед. ин-та ин. яз. - 1976. - № 6. - С.128-140., с.132
В нашем исследовании за основу понятия повтора как основного лексико-семантического средства связности берется определение С. Е. Максимова, согласно которому является повтором употребление одной или нескольких лексических единиц в предложении, которые не несут никакой новой информации, а лишь воспроизводят некоторые элементы из предыдущих частей текста, таким образом, сообщая о них с другой стороны [5, с.22].
Рассматривая повтор как текстовое явление, выходящее за рамки предложения, авторы С. Е. Максимов [5, c.57], К. Кожевникова [3, c.54] и др. считают, что внешняя связность текста, с одной стороны, создается повторами на уровне этажного сцепления его компонентов, а с другой - повтором выражается его целостность, что обеспечивает внутреннее единство макроструктуры текста.