Проблема инновационной деятельности дошкольных образовательных учреждений.
Опыт последней волны инновационных тенденций в образовательной сфере, официально разрешенных на государственном уровне, перешагнул рубеж десятилетия. Данный временной отрезок вполне достаточен не только для самоопределения, но и для подведения некоторых итогов. Анализ деятельности дошкольных учреждений, заявивших около десяти лет назад о своем функционировании в режиме развития, позволил выявить ряд серьезных недостатков, свойственных многим педагогическим коллективам.
Во-первых, в большинстве дошкольных учреждений внедрение инноваций, по преимуществу, является декларативным. Данную тенденцию можно было бы отнести к «болезни роста», если бы не особое усердие и упорство педагогов и административных работников к культивированию недостатков, на которые пеняли в период существования «Типовой программы воспитания и обучения» дошкольников.
Содержание не найдено
Библиографический список:
1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии. — 1966. — № 6.
2. Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры // Дошкольное воспитание. — 1965. —№ 10.
3. Зеньковский В.В. Психология детства. — Екатеринбург, 1995
4. Зинченко В.П. Психологическая педагогика: Материалы к курсу лекций. Часть 1. Живое Знание. — Самара. 1998.
5. Кравцов Г.Г. Психологические проблемы начального образования Красноярск, 1994.
6. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М., 1991.
7. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. — М., 1995
8. Смирнов С.А. Философия. Образование. Культура. Новосибирск. 1990
9. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. — М : Воронеж, 1995.
10. Эльконин Б.Д. Кризис детства// Вопросы психологии. — 1992. — № 3-4. — С.7-13
Затянувшийся этап «поддержки» привел к ряду негативных последствий. Так, инновация становится выгодной как средство защиты собственнических интересов педагогического коллектива (администратора или отдельного педагога) от любых вмешательств извне. Зачастую заявка об апробации альтернативных программ служит не только своеобразным «белым билетом», освобождающим коллектив от плановых и неплановых проверок или дающим ему временную отсрочку, но и способом вуалирования, оправдания имеющихся недостатков. «Привычка» коллективов получать похвалу и поощрения повлекла за собой «свертывание» способности к адекватному восприятию конструктивной критики, к самоанализу деятельности: любые замечания, предложения, вопросы воспринимаются как угроза собственной личности, как оскорбление в свой адрес.