Осознанный выбор профессии как основа психологической безопасности личности кадет
Аннотация. В статье актуализируется проблема психологической безопасности личности в образовательной среде на примере профориентационной работы с кадетами, что обусловлено потребностями нашего государства в психически здоровых специалистах и психически здоровой личности. Сохранность психического здоровья кадет на всем периоде обучения, от начальной школы и до непосредственного перехода к профессиональной деятельности, является стратегической задачей государства. Психологически здоровый и устойчивый человек способен реагировать практически на все вызовы современности. Постоянно влияющие негативные факторы, в особенности на этапе школьного образования, на прямую нас вынуждает отвечать на возможные необратимые последствия для развития личности в этот период. А значит важным условием сохранения психологического здоровья является психологическая безопасность, как гарантия успешной профессиональной деятельности и благополучной жизни человека.
В связи с этим целью исследования является: анализ современной литературы и подбор методов и форм профориентационной работы, которые позволят кадетам осуществить осознанный выбор профессии. На основании проведенного психолого-педагогического анализа подобран комплекс традиционных и инновационных методов профриентационной работы с кадетами. К традиционным методам авторы относят: информационные или информационно-справочные, диагностико-консультационный и психодиагностика, активизирующий метод, метод марально-эмоциональной поддержки и другие. К инновационным методам: форсайт, диджитализация, геймификация, кастомизация. А также рассматриваются аудиторные и внеаудиторные формы работы. На основании проведённого анализа авторы приходят к выводу, что мастерство специалиста (профориентолога), комплекс используемых им методов и форм работы, в том числе и тех, которые направлены на самостоятельное развитие и самообразование личности становятся гарантом осознанного выбора кадетами будущей профессии, а в конечном итоге психологическая безопасность личности.
Содержание не найдено
Список литературы:
1. Болдина, М.А., Деева, Е.В. (2017) Подходы к организации профориентационной работы в образовательном учреждении // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, Т. 22. Вып. 1 (165). С. 7–17.
2. Вербина, Г.Г. (2013) Психологическая безопасность личности [Электронный ресурс]/ Вестник ЧГУ. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article /n/psihologicheskaya-bezopasnost-lichnosti.
3. Горьковая, О. П., Козловский, Н. В., Матыкина, В. С., Петров, А. В. (2019) «Soft skills»: в поиске универсальных трактовок «гибких» навыков современных работников // Общество. Среда. Развитие. № 4. С. 20–25.
4. Декина, Е. В., Шалагинова К. С. (2020) Современные методы профориентационной работы как условие формирования у обучающихся способности планировать и реализовывать персональный образовательно-профессиональный маршрут // Концепт. № 05 (май). С. 42–55.
5. Загузина, Н. Н., Невзоров Б. П., Боков А. В. (2016) Возможности психолого-педагогической поддержки и сопровождения профориентации с использованием информационно-компьютерных и дистанционных технологий // Вестник Кемеровского государственного университета. № 2. С. 81–88.
6. Извекова, Е. М. (2020) Применение современных цифровых технологий для формирования профессионального самоопределения старшеклассников // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. С. 135–139.
7. Кимберг, А.Н. (2010) Психология безопасности личности: предмет и проблемы в перспективе субъектного подхода // Человек. Сообщество. Управление. № 1. С. 72-82.
8. Колесникова, Т. И. (2001) Психологический мир личности и его безопасность / Т. И. Колесникова. - М. : ВЛАДОС-Пресс. – 173.
9. Лызь, Н.А. (2006) Формирование безопасной личности в образовательном процессе вуза: автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.01 / Сев.-Кавказ. гос. техн. ун-т. - Ставрополь. - 43 с.
10. Лыскова, Ю. С. (2019) Традиционные и современные образовательные технологии в контексте hard и soft skills // Матрица научного познания. № 4. С. 217–225.
11. Максимова, Л. А., Шайхуллина, С. А. (2020) Программа психолого-педагогического сопровождения развития эмоционального интеллекта как основы формирования «мягких» навыков в процессе профессионального самоопределения подростков // Психология человека в образовании. Т. 2, № 4. С. 311–320.
12. Пфетцер, А. А. (2017) Разработка и применение современных инструментов информационного сопровождения профессионального самоопределения обучающихся // Профессиональное образование в России и за рубежом. № 1 (25). С. 132–138.
13. Пазухина, С.В. (2017) Психолого-педагогические основы образования и развития конкурентоспособных кадров: монография /под ред. С. В. Пазухиной. – Гродно: ООО «ЮрСаПринт». – С. 74–122.
14. Пухарева, Т.С. (2016) Психологическая безопасность и ее роль в профессиональном развитии личности [Электронный ресурс]/ Психолог.– № 2. – С. 9 - 19. DOI: 10.7256/2409-8701.2016.2.19195 URL: https://nbpublish.com/ library_read_article.php?id =19195
15. Титова, О. В. (2017) Влияние латеральных маркетинговых технологий на модернизацию услуг рынка информационных технологий // Исследование проблем повышения устойчивости, инновационности и конкурентоспособности экономики региона в условиях нестабильной внешней среды. С. 309–315.
16. Швецова, Н. В. (2021) Современные методы и технологии сопровождения профориентации в школе [Электронный ресурс]/ Молодой ученый. — № 44 (386). — С. 202-205. — URL: https://moluch.ru/archive /386/ 85033/
17. Шлыкова, Н, Л. (2004) Психологическая безопасность субъекта профессиональной деятельности: Дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.03 : М.
Информационные или информационно-справочные - методы при которых воспитанники обеспечиваются необходимой разнообразной и достоверной информацией о профессиях в силовых ведомствах, особенностях поступления в высшие образовательные организации силовых ведомств, необходимых экзаменах и порядком их сдачи. При этом используются информационные буклеты, справочная литература, изучение сайтов ВУЗов, профессиограммы, патриотические фильмы, специальные показные выступления, посещение территории подразделений силовых ведомств, встречи и беседы с военнослужащими и сотрудниками силовых ведомств и т.п.
Диагностико-консультационный и психодиагностика целью данных методов является установление и выявление наличия соответствий кадета тому или иному виду служебной деятельности силового ведомства путем совпадений его индивидуальных особенностей и требований профессии определенного ведомства. В рамках данных методов используется анкетирование, тестирование, профориентационное консультирование и т.п.
Активизирующий метод данный метод используется в профориентации для формирования внутренней готовности к осознанному выбору военной профессии и построению личного профессионального пути. Примером данного метода можно назвать настольные и интерактивные игры, анализ кейсов, участие в различных военно профессиональных мероприятиях, стажировки кадет в должностях командиров, участие в полевых выходах и учениях на специально отведенных территориях силовых ведомств.