К вопросу о медицинских аспектах авиационной безопасности

Скачать статью в которой исследуется вопрос о медицинских аспектах авиационной безопасности
Author image
Timur
Тип
Статья
Дата загрузки
18.01.2024
Объем файла
81 Кб
Количество страниц
18
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
960 руб.
1200 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Резюме. Условия труда летного состава гражданской авиации связаны с воздействием опасных и вредных производственных факторов физического, химического, биологического и психофизиологического характера, которые вызывают развитие утомления экипажей.  Выраженное утомление пилотов зачастую является человеческим фактором авиапроисшествий. Одним из ярких проявлений накопленной усталости является депрессия. 
В работе представлены способы снижения результатов воздействия на организм летчиков вредных влияющих факторов, таких как: накапливаемая усталость, потеря влаги из организма при изменении барометрического  давления, высотный метеоризм и др.. 
На основе системного подхода автор разработал и проверил на практике:  метод 3Д-тестирования –  инновационный способ диагностирования хронической утомляемости с помощью батареи стандартных психологических тестов; эффективный способ лечения утомляемости, депрессии; рекомендации к  уменьшению влияния негативных факторов авиаперелета на организм летного состава (способ временного повышения осмолярности плазмы крови,  способ предупреждения возникновения синдрома избыточного бактериального роста).  Разработанные рекомендации могут быть использованы в авиационной медицине, в экологическом здравоохранении. 
Ключевые слова: вредные влияющие факторы, накапливаемое утомление, синдром хронической усталости, депрессия, энцефалопатия, 3Д-тестирование, осмолярность плазмы крови, высотный метеоризм, синдром избыточного бактериального роста, RB-therapy®-терапия.

 

Содержание не найдено

Список литературы / References

1. Дорошев В. Г. Системный подход к здоровью летного состава в XXI веке / В. Г. Дорошев ; Междунар. акад. человека в аэрокосм. системах, Всерос. центр медицины катастроф. – М. : Паритет Граф, 2000. 

2. Кантур В.А. Профессиональное здоровье летного состава авиации ТОФ: Дис…. Докт. Мед. Наук./ В.А. Кантур; СПб.,2006.-371с. [электронный ресурс] https://www.dissercat.com/content/professionalnoe-zdorove-letnogo-sostava-aviatsii-tof

3. Праскурничий Е.А., Куличенко В.П., Полубенцева Е.И., Иванов И.В. Безопасность полетов – новые понятийные и концептуальные авиамедицинские аспекты Авиакосмическая и экологическая медицина. -2021.- Т. 55. -№ 5. С. 31-39. DOI: 10.21687/0233-528X-2021-55-5-31-39

4. Шишов А.Г. Медицинское изучение и предупреждение летных происшествий. Сборник «Человеческий фактор: новые подходы в профилактике авиационной аварийности». Материалы юбилейной научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения А.Г. Шишова, 2000 г.

5. Родионов, О.Н. Научное обоснование режимов труда и отдыха лиц летного состава гражданской авиации: Дис…. Докт. Мед. Наук./О.Н.Радионов;М.,2009.-159с. [электронный ресурс] https://www.dissercat.com/content/nauchnoe-obosnovanie-rezhimov-truda-i-otdykha-lits-letnogo-sostava-grazhdanskoi-aviatsii

6. Майорова Ю.А., Гузий А.Г. Утомляемость пилотов как психологический фактор риска  авиационных полетов Психология и психотехника. 2015. №7 (82). С.707-716. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24258357

7. Бобровницкий И.П., Пономаренко В.А. Антропоэкологические аспекты профессионального здоровья и некоторые биохимические подходы в проблеме его оценки у лиц опасных профессий // Косм. биол. 1991. Т. 25. № 2. С. 31-36. 

8. Ермакова Л.Г., Кудрявцева В.И, Кузнецов А.И., Попова А.Л., Свиридов В.А. Оценка состояния напряженности летчика с помощью бескровных биохимических и иммунологических методов исследования // Военно-мед. журнал. 1993. № 11. С. 58-60. Поступила в редакцию 25 ноября 2010 г.

9. Малышева. Е.В., Засядько К.И., Гулин А.В. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ НАПРЯЖЕННОСТИ И АДАПТАЦИИ ПИЛОТА К ОТРИЦАТЕЛЬНЫМ ФАКТОРАМ ЛЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Вестник ТГУ, т.16, вып.1, 2011.С-316.

10. Пономаренко B.A. Теоретические предпосылки развития профилактической военной авиационной  медицины // Военно-медицинский  журнал. 2005. Т. 326. № 4. С. 40-44. 

11. Гузий А.Г., Кукушкин Ю.А., Богомолов А.В., Пономаренко А.В., Федоров М.В., Щербаков С.А. Технология синтеза интегральных показателей функционального состояния членов лётного экипажа // Проблемы безопасности полётов. 2007. № 1. C. 17-25. 

12. Мороз И.Н., Подколзин А.А.  Новое в диагностике и лечении синдрома хронической усталости https://medi.ru/info/8612/2000 г.

13. Малашенкова И.К., Дидковский Н.А. Синдром хронической усталости РМЖ. №12. 1997 С.- 1 https://www.rmj.ru/articles/nevrologiya/SINDROM_HRONIChESKOY_USTALOSTI/

14. May M., McCarron P. et al. Does psychological distress predict the risk of ischemic stroke / The Caerphilly Study. Stroke. 2002. 33. 7–12.

15. Скворцова В.И., Концевой В.А., Петрова Е.А., Савина М.А. Депрессии и парадепрессивные расстройства при церебральном инсульте: вопросы клинической оценки, диагностики и коррекции // Ж. неврологии и психиатр. им. С.С.Корсакова. 2009. Т.109, №9. С.4–11. [Skvortsova V.I., Kontsevoy V.A., Petrova E.A., Savina M.A. Depressions and paradepressive disorders in cerebral stroke: issues of clinical assessment, diagnosis and correction // Zh. neurology and psychiatry. named after S.S.Korsakov. 2009. Vol.109, No. 9. pp.4-11. ]

16. Дамулин И.В., Парфенов В.А., Скоромец А.А. и др. Нарушения кровообращения в головном и спинном мозге. В кн.: Болезни нервной системы. Под ред. Яхно Н.Н., Т. 1. Москва: Медицина; 2005. С. 274-84. [Damulin I.V., Parfenov V.A., Skoromets A.A., et al. Narusheniya krovoobrashcheniya v golovnom i spinnom mozge. Vkn.: Bolezni nervnoi sistemy. [Blood circulation violations in a head and spinal cord. In: Diseases of nervous system.].Yakhno N.N., editor. Moscow: Meditsina; 2005. Vol. 1. P. 274-84.]

17. Благинин, А.А Медицинские аспекты безопасности полетов / А.А. Благинин, И.Н. Лизогуб // Военно-медицинский журнал. –2017. – Т.338. - № 4. – С.51–55. DOI: https://doi.org/10.17816/RMMJ73322

18. Лурье А. Ж. Новый способ диагностирования синдромов хронической усталости и эмоционального выгорания с помощью 3D-тестирования // Лечащий Врач. 2022; 4 (25): 14-18. DOI: 10.51793/OS.2022.25.4.003

19. Лурье А.Ж. ЛЕЧЕНИЕ ДИСЦИРКУЛЯТОРНОЙ ЭНЦЕФАЛОПАТИИ, ИЛИ ХРОНИЧЕСКОЙ ИШЕМИИ МОЗГА, КАК СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ ДЕПРЕССИВНЫХ РАССТРОЙСТВ. Международный научно-исследовательский журнал.-2020. № 11 (101. Часть 2.-С.23-30. DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2020.101.11.037

20. Лурье А.Ж. Временное повышение осмолярности крови, как способ уменьшения негативного воздействия авиаперелетов на здоровье человека [Электронный ресурс] // SCI-ARTICLE.  https://sci-article.ru/stat.php?i=1648656695  

21. Соколов, Ю. А. Функциональное состояние летчика при изменении барометрического давления : учеб.-метод. пособие/ Ю. А. Соколов, А. П. Пантюхов. – Минск : БГМУ, 2010. – 28 с. 

22. Ушаков, И. Б. Профилактика неблагоприятного влияния гелиогеофизических факторов на летный состав / И. Б. Ушаков // Человек в авиации и безопасность полетов : материалы первого науч.-практ. конгресса, Россия, Москва, 1-3 июля 1998 г. / Ассоц. авиац. и косм. медицины России. – М., 1998.

23. Симаненков В. И., Лутаенко Е. А. Диагностика и терапия постинфекционного синдрома раздраженного кишечника // Сonsilium medicum (гастроэнтерология). 2011. № 2. С. 42—48. [Simanenkov V. I., Lutayenko Ye. A. Diagnostika i terapiya postinfektsionnogo sindr¬oma razdrazhennogo kishechnika [Diagnostics and therapy of post-infectious irritable bowel syndrome] Sonsilium medicum (gastroenterologiya). 2011. № 2. Pp. 42—48.]

24. Haboubi N. Y., Lee G. S., Montgomery R. D. Duodenal mucosal morphometry of elderly patients with small intestinal bacterial overgrowth: Response to antibiotics treatment // Age Ageing. 1991; 20: 29–32.

Как отмечает автор [21]  Вследствие падения барометрического давления происходит расширение газа в воздухоносных полостях организма. Возможны обострения заболеваний: бароотита, баросинусопатии, бароденталгии (острая зубная боль в полёте из-за плохо запломбированных зубов).  Симптомы: чувство тяжести в голове, переходящее в резкую местную боль, одностороння гиперемия кожи лица, слёзоточение, обильное потоотделение. В качестве профилактики заболеваний, вызванных изменением барометрического давления рекомендуют: делать глотательные движения,  сосать леденцы, интенсивно зевать, петь, жевать жевательную резинку. Для летчиков рекомендуют перед полетами  обращать внимание на купирование воспалительных процессов в носоглотке, устранение  нарушений барофункции околоносовых пазух,  тщательную санацию зубов. Но при подъеме на высоту из-за падения барометрического давления происходит расширение газа не только в воздухоносных полостях организма,  но и в кишечнике. Последствия барометрического метеоризма относят  к серьезной проблеме.  Установлено[21], что на высоте 4 км кишечные газы расширяются в объеме в 1,7 раза, а на высоте 8 км — более чем в 3 раза по сравнению с наземными условиями. На высоте 9 км почти 50 % пилотов замечают возникновение симптомов вздутия живота. На высоте 12 км объем желудка и кишечного тракта увеличивается в 5 раз, вызывая функциональные, а в ряде случаев и структурные изменения ЖКТ, отмечается спазм коронарных сосудов, что ведет к значительному нарушению сердечной деятельности. Интероцептивные рефлексы при метеоризме значительно изменяют как безусловную, так и условно-рефлекторную функции центральной нервной системы (ЦНС).

 

Похожие работы