Признаки карнавала и карнавальности в романе «Бесы» Ф.М. Достоевского

Скачать статью в которой исследуются признаки карнавала и карнавальности в романе «Бесы» Ф.М. Достоевского
Author image
Timur
Тип
Статья
Дата загрузки
18.01.2024
Объем файла
73 Кб
Количество страниц
26
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
640 руб.
800 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

В статье рассматривается роль и место важнейших категорий карнавала в романе «Бесы» в целом, в построении важнейших образов, сцен и диалогов. Карнавализация в романе рассматривается как сложный феномен, отразивший идейные установки автора, особенности поэтики творчества Достоевского.
«Бесы» задуман как  роман-памфлет, т.е. жанр сатирический, пародийный, предполагающий злободневность проблематики, снижение, профанацию оппонентов, однако, благодаря специфическому романному началу перерастает узкие рамки политического обличительства. Персонажи, высказывания, диалоги, положения, мизансцены несут печать серьезно-смеховых жанров и пронизаны так или иначе карнавальным мироощущением. В произведении много действующих лиц, запутанный и сложный сюжет, в котором отразились замыслы разных произведений: памфлет на либералов-западников 1840-х  и нигилистов-нечаевых 1860-х («Атеизм»), «Житие Великого грешника», в романе мы найдем мотивы уже написанных («Идиот», «Преступление и наказание») и только задуманных, произведений (вплоть до «Братьев Карамазовых». Оказали свое влияние и «Что делать?» Чернышевского, и «Отцы и дети», «Дым» Тургенева, и «Герой нашего времени» Лермонтова.

Содержание не найдено

Литература

1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М. : «Советская Россия», 1979.

2. Борель П.Ф. Концерт в С-дурном тоне // Заноза. 1863. Приложение к № 9.

3. Достоевская А.Г. Воспоминания. М., «Правда», 1987.

4. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Л., 1972-1990.

5. Мочульский К.В. Достоевский. Жизнь и творчество // Мочульский К.В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995.

6. Орнатская Т.И. «Бесы». Дополнения к комментарию. «Кадриль литературы» и газетный фельетон «Семейный праздник русских журналов» // Достоевский: Материалы и исследования. Т. 9. Л., «Наука». 1991. 

7. Панаэтов О.Г. Степан Верховенский как чудо. К проблеме карнавала в романе Ф.М. Достоевского «Бесы» // Достоевский в русской и зарубежной словесности. Материалы Международной научно-практической конференции. Краснодар, 2021.

8. Панов С. „Литературная кадриль" в романе „Бесы" // Звенья. Т. VI , Изд. «Academia», M.-Л. , 1936. С. 573-582.

9. Сараскина Л.И. А.С. Хомяков среди «не наших»: стилистика и символика интеллектуального поединка // А. С. Хомяков — мыслитель, поэт, публицист. Т. 2 : сб. ст. по материалам междунар. науч. конф., состоявшейся 14-17 апреля 2004 г. в г. Москве в Литературном ин-те им. А.М. Горького. / ред. Б.Н. Тарасов .- Москва : Языки славянской культуры, 2007. С. 369-370.

10. Степанян К.А. Достоевский и Сервантес: диалог в большом времени. М.: Языки славянской культуры, 2013. 

11. Суворин А.С. Дневник // Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников: В 2 т. Т.2. М., 1990. 

Собственно антиутопия изложена в тетради Шигалева. Автор на собрании «у наших» предложил выслушать его систему в сокращении в течение 10 вечеров по числу глав его труда, с которым знакомы Верховенский и несколько «наших». На описанном «заседании» Шигалев успел сделать только вступление к изложению своей системы, объявив всех предыдущих созидателей социальных систем – Платона, Руссо, Фурье, Чернышевского – глупцами, противоречившими себе. Далее Шигалев  заявил, что запутался в собственных данных, что его заключение находится в прямом противоречии с первоначальной идеей: безграничная свобода выливается в безграничный деспотизм. Сам автор новой социальной системы был поднят на смех и его идеи – о разделении человечества на две неравные части, где одна десятая получает полную свободу личности и безграничное право распоряжаться остальными, на чью долю приходится потеря личности, превращение в стадо, работа и «первобытный рай на земле» -  пришлось излагать хромому учителю. Уже выйдя из «заседания» Петр Верховенский продолжит для Ставрогина изложение «шигалевщины» рассказом о необходимости понижения уровня наук и талантов, о равенстве в рабстве и всеобщем шпионстве, о разврате, о «судороге», раз в тридцать лет, когда «все вдруг начинают поедать друг друга… чтобы не было скучно». Сама сцена изложения, дискурс изложения весьма сходны с главой «Великий инквизитор» в «Братьях Карамазовых». 

Похожие работы