Формирование этнокультурной личности в условиях пост глобализации: образовательный аспект

Скачать статью в которой рассматривается формирование этнокультурной личности в условиях пост глобализации: образовательный аспект
Author image
Timur
Тип
Статья
Дата загрузки
18.01.2024
Объем файла
53 Кб
Количество страниц
8
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
280 руб.
350 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению актуальных проблем формирования этнокультурной личности в условиях постглобализации. Автор исходит из положений классической концепции о ведущей роли этнической составляющей в социокультурном развитии человека как основного условия бесконфликтного взаимодействия в поликультурном мире.
Ключевые слова: образование, воспитание, этнокультура, этническое воспитание, этнокультурная личность, поликультурность, поликультурное образование, постглобализация.
Постановка проблемы. Всесторонние процессы глобализации, развернувшиеся в мире на рубеже веков, требуют от современного гражданина понимания и распознавания не только национальных социокультурных кодов, но и окружающих культурных этнотипов. Глобальная экономика, развития транспортная сеть, трансанациональность образования, глобальная информационная сеть являются своеобразным миксером, в котором формируется поликультурная среда. Ускорение процессов развития такой среды во многом связано в том числе и с процессами образовательной миграции. Однако, как справедливо отмечают исследователи, «последствия миграции проявляются в различных сферах: политической, социальной, экономической, культурно-психологической, образовательной и других. Они могут иметь как позитивный, так и негативный характер как для общества, так и для личности» [3, с. 180].

 

Не найдено 

Литература
1. Бердяев, Н. А. Судьба России : опыты по психологии войны и национальности / Николай Бердяев. - Москва : Изд. Г. А. Лемана, С. И. Сахарова, 1918. - [4], V, [3], 240 с.
2. Библер, В. С. Культура. Диалог культур (опыт определения) / В. С. Библер // Вопросы философии. 1989. № 6. С. 31-42.
3. Макеева, Т. В. Проблемы и перспективы образовательной миграции в России / Т. В. Макеева // Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации : материалы восьмой всероссийской научно-практической интернет-конференции (с международным участием), Ярославль, 06 мая 2016 года / под науч. ред. М. В. Новикова. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2016. С. 179-183.
4. Мид, М. Культура и мир детства / М. Мид. – Москва, 1988. 429 с.
5. Панькин, А. Б. Формирование этнокультурной личности : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям педагогического направления / А. Б. Панькин. – Москва : Московский психолого-социальный ин-т, 2006. – 279 с. – (Библиотека педагога-практика / Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т). – ISBN 5-89502-746-6. 
6. Рощупкин, В. Г. Кросскультурная грамотность студента - будущего учителя: диагностика, формирование / В. Г. Рощупкин ; Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. – Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та ;, 2006. – 238 с. – ISBN 5-89502-523-3.
7. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений. В 11 т. Т. 2 : Педагогические статьи, 1857-1861 гг. / редкол.: А. М. Еголин (гл. ред.), Е. Н. Медынский и В. Я. Струминский ; [сост. и подгот. к печати В. Я. Струминский] ; АПН РСФСР. - М. ; Л. : Изд-во АПН РСФСР, 1948. - 655 с.
8. Штомпка, П. Социология социальных изменений / П. Штомпка. Пер. с англ, под ред. В. А. Ядова. – Москва : Аспект Пресс, 1996. 416 с.
9. Allport, G. W. Pattern and Growth in Personality / G. W. Allport. – N.Y., 1961. 593 p. 

 

В современных условиях постглобализации и формирования многополярного мира вновь повышается актуальность стремления как личности, так и этноса к сохранению своей этнокультуры, изучению и трансляции этнокультурного опыта. Однако это совсем не означает замкнутость и изоляцию, а скорее наоборот, через изучение своих культурных корней выстраивать диалог с носителями других культур. Здесь важно понимать, что увидеть и понять другое можно только посредством изучения своего, а свое – через другое. В этой связи именно образование выступает тем социальным институтом, который и призван воспроизводить национальную культуру.
Важно подчеркнуть, что этническое воспитание возможно лишь при условии межпоколенческого диалога, в рамках которого происходит взаимообогащение представителей различных возрастов, представляется возможность обмена мнениями и в итоге нахождение точек этнокультурного соприкосновения. Именно такой диалог позволяет говорить о формировании этнического самосознания и этнокультурной самоидентификации. В то же время личностная интериоризация собственного этнического социокультурного кода закладывает основу для адекватного, толерантного восприятия этнокультурной «инакости» представителей других этносов. 
Выводы. Открывающиеся реалии постглобального мира предопределяют условие и необходимость существования поликультурного мира на основе понимания и принятия права представителей другой культуры на ее самость как возможность идентификации, выражения и межпоколенческой трансмиссии. Принятие и признание этого права является неотъемлемым условием формирования многополярного поликультурного мира, в котором этнокультурное многообразие будет заложено в системе каждого национального образования.

 

Похожие работы