Модальность как средство отражения категорий субъектности и субъективности в поэтическом дискурсе Ф.И. Тютчева

Скачать статью в которой рассматривается модальность как средство отражения категорий субъектности и субъективности в поэтическом дискурсе Ф.И. Тютчева
Author image
Timur
Тип
Статья
Дата загрузки
18.01.2024
Объем файла
59 Кб
Количество страниц
15
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
440 руб.
550 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
В данной статье приведен анализ модальности в поэтическом дискурсе Ф. И. Тютчева как категории, связанной с отражением субъекта в созданном им произведении.  Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что с развитием когнитивного подхода в филологии возрос интерес к изучению через текст создающего его сознания. Цель – выявить и описать особенности репрезентации категорий субъектности и субъективности через категорию модальности в стихотворениях Ф. И. Тютчева.

 

Не найдено 

Список литературы
Баевский В. С. Тютчев: поэзия экзистенциональных переживаний // ИРАН, 2003. – №6.  – С. 3-10. – URL:
http://smolensklib.ru/sites/default/files/old%20str/pisateli/baevskiy/proizv/tytchev.htm (дата обращения: 01.09.2022).
Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. – Москва: Издательство иностранной литературы, 1955. – 416 с.
Блинкова Л.М. Способы передачи модальности при переводе текстов // Лингвистика, лингводидактика, лингвокультурология: актуальные вопросы и перспективы развития. – Минск: Белорусский государственный университет, 2020. – С. 361 – 364.
Галян С.В. Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева "бессонница" (1829 г.) в аспекте культурных традиций // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – Сургут: БУ «Сургутский государственный педагогический университет»,2015. –  №6 (39). – С. 83 – 89.
Грамматика русского языка. Синтаксис. / Под. ред.  акад. В. В. Виноградов и др. –  Москва: Издво АН СССР, 1960. – 440 с.
Грамматика современного русского литературного языка / Отв. ред. Н.Ю. Шведова. – Москва: Наука, 1970. – 767 с.
Долинин А. Цикл "Смерть поэта" и "29 января 1837" Тютчева // Критические материалы о Тютчеве. – URL: http://tutchev.lit-info.ru/tutchev/kritika-about/dolinin-cikl-smert-poeta.htm  (дата обращения: 31.08.2022).
Золотова Г.А.,  Онипенко Н.К., Сидорова М.Ю. Коммуникативная грамматика русского языка. - Москва, 2004. – 544 с.
Козинцева Н.А. Категория эвиденциальности (проблема типологического анализа) // Вопросы языкознания, 1994. – №3. – С. 92 – 104.
Копытов О.Н. Модус на пространстве текста. – Хабаровск: Изд-во ХГИИК, 2012. – 299 с.
Лейбов Р. "Лирический фрагмент" Тютчева - жанр и контекст // Критические материалы о Тютчеве. – URL: http://tutchev.lit-info.ru/tutchev/kritika-about/lejbov-liricheskij-fragment/index.htm (дата обращения: 31.08.2022).
Маслов Б.П. Порождение стихотворного текста и проблема огласовки (на материале поэзии Ф. Тютчева) // Russian Literature, 2003. – Т. 53. – С. 411–449. – URL: https://ruthenia.ru/tiutcheviana/publications/maslov.html  (дата обращения: 20.08.2022).
Радченко Е.В., Ранг К.А. Понимание субъектности в философии и языкознании // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. – Челябинск: ЮУрГУ, 2012. – № 2 (261). – С. 74 – 78. 
Романова Т.В. Взаимосвязь категорий модальность - оценочность - эмоциональность в текстовой репрезентации (по материалам современной исповедальной прозы) // Вопросы когнитивной лингвистики. – Тамбов, 2006, – № 3 (8). – С. 71 – 78.
Романова Т.В. Модальность как текстообразующая категория в современной мемуарной прозе: автореф. дис. д-ра. филол. наук – Санкт-Питербург, 2004. –  URL:https://www.dissercat.com/content/modalnost-kak-tekstoobrazuyushchaya-kategoriya-v-sovremennoi-memuarnoi-literature (дата обращения: 01.09.2022).
Романова Т.В. Модальность как текстообразующая категория в современной мемуарной литературе / под ред. Г.Н. Акимовой. Санкт-Питербург: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. – 295 с. 
Селезнева Н. А. Прагматическая семантика модальной рамки, 2009. – URL: https://pgu.ru/upload/iblock/dbf/uch_2009_ii_00012.pdf (дата обращения: 20.08.2022).
Сидорова М. Ю., Липгарт А.А. Грамматика современной русской поэзии: субъектная перспектива, предикативные категории, модусные рамки (Часть 1) // Филология и человек. – Барнаул, 2018. – №3 – С. 21 – 39.
Стратийчук. Е.Ю. Персональность как текстообразующая категория художественного текста: на материале русского и английского языков : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.02.19 / Рост. гос. пед. ун-т. – Ростов-на-Дону, 2006. – 23 с.

Источники
Ф.И. Тютчев. Полное собрание сочинений и письма: Стихотворения, 1813 – 1849 // Полное собрание сочинений и письма: В 6 т. / Сост., подгот. текстов, коммент. В. Н. Касаткина. Рос. акад. наук. Ин-т мировой лит. им. М. Горького, Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). - Москва: Классика, 2002. – Т.1. – 547 с.
Ф.И. Тютчев. Полное собрание сочинений и письма: Стихотворения, 1850 – 1873 // Полное собрание сочинений и письма: В 6 т. / Сост., подгот. текстов, коммент. В. Н. Касаткина. Рос. акад. наук. Ин-т мировой лит. им. М. Горького, Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). М.: Классика, 2002. – Т.2. – 657 с.

В некоторых случаях все субъектные перспективы выражены в  тексте эксплицитно, в форме самого произведения, и модальность лишь подчеркивает переключение с одной на другую. Примером может служить стихотворение «Два голоса», в его названии и в форме уже заложено противопоставление двух позиций, которое подчеркивается противоположной оценкой одной и той же ситуации, свидетельствующей о смене субъекта аксиологической модальности.
Но в отдельных стихотворениях явно может быть выражена только одна субъектная перспектива, а вторая – присутствовать имплицитно, как в стихотворении «О чем ты воешь, ветр ночной?» 
С одной стороны,  в нем представлена точка зрения на мир человека, который определенным образом воспринимает шум ветра и узнает в нем речь. Данная субъектная перспектива связана с перцептивной модальной рамкой, которая не выражена конкретными глаголами восприятия, но восстанавливается из контекста стихотворения. Ветер в таком случае предстает как объект описания. 
Но наряду с этим в произведении присутствует и другая субъектная перспектива, в которой ветер выступает уже в качестве субъекта. Она связана с речевой модальной рамкой и проявляется, прежде всего, на фонетическом уровне (на остальных уровнях текста все же передается специфическое восприятие человеком явления природы).

 

Похожие работы