Роль подмосковных усадеб в развитии усадебной темы в живописи конца XIX – начала XX века
Аннотация. Специфика усадебной темы в живописи начала проявляться в 1880-х годах, когда художники стали писать усадебные виды и интерьеры не по заказу, а по собственному выбору и желанию. Эта тема была неразрывно связана как с переосмыслением восприятия пореформенной усадьбы современниками, так и с формированием нового миропонимания. Переосмысление восприятия пореформенной усадьбы сместило акцент с изображения целых архитектурных ансамблей на отдельные виды, мотивы, уголки усадьбы, а художественная интерпретация усадебных пейзажей, сцен, интерьеров, открывающая красоту и романтику усадебной жизни с одной стороны, отразила многие мировоззренческие тенденции своего времени – с другой. Большая роль в развитии усадебной темы в живописи этого периода принадлежит подмосковным усадьбам, особенно двум крупным творческим центрам - Абрамцево и Дугино. В данной статье делается попытка проследить основные линии развития усадебной темы в живописи художников, живших и работавших в усадьбах Абрамцево и Дугино в последней четверти XIX– первых двух десятилетиях XX века.
Не найдено
Список использованной литературы
1. Горелов М. И. Станислав Юлианович Жуковский. Жизнь и творчество 1875–1944 / М. И. Горелов. – Москва : «Искусство», 1982. – 260 с.
2. Каждан Т. П. Художественный мир русской усадьбы / Т. П. Каждан. – Москва : Традиция, 1997. – 319 с.
3. Наумова Г. А. Купеческая усадьба Мещериных как заимствование образа жизни поместного дворянства / Г. А. Наумова // Институт Российской истории РАН. Научные ведомости БелГУ. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика. – 2009. – №1(56), вып. 9. – С. 147–152.
4. Наумова Г. А. Прогулки в окрестностях Горок / сост. Г. А. Наумова. – Москва : СканруС, 2006. – 115 с. с. 44–52
5. Нащокина М. В. Русская усадьба Серебряного века / М. В. Нащокина. – Москва : Издательство «Улей», 2007. – 432 с.
6. Николай Мещерин. Выход из суеты.: каталог выставки / Музей русского импрессионизма. – Москва : «Музей русского импрессионизма», 2019. – 240 с.
7. Три века русской усадьбы. Живопись, графика, фотография. Изобразительная летопись. XVII – начало XX в. : Альбом- каталог / ред.-сост. М. К. Гуренок. – Москва : Калинкин и Ко, 2004. – 268 с.
8. Федоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж конца XIX – начала XX века. Очерки / А. А. Федоров-Давыдов. – Москва : Искусство, 1974. – 206 с.
9. Федоров-Давыдов А. А. У истоков русского импрессионизма // Русская живопись XIX века. Сборник статей Э. Н. Ацаркиной, Н. Н. Коваленской, А. И. Михайлова, А. А. Федорова-Давыдова, Н. И. Соколовой. / ред. В. М. Фриче. – Москва: РАНИОН, 1929. – С.115-152
Интернет-источники
10. Памятники архитектуры и Не Только : официальный сайт. – Москва. – URL: https://nataturka.ru (дата обращения 26.07.2022).
11. Моя Третьяковка : официальный сайт. – Москва. – URL: https://my.tretyakov.ru/ (дата обращения 13.08.2022).
12. ARTLIBRARY.RU : официальный сайт. – Москва. – URL: http://artlibrary.ru/ (дата обращения 14.08.2022).
Солнечном светом, атмосферой летнего дня и глубокими переживаниями наполнены абрамцевские работы И. Е. Репина: «Летний пейзаж (В. А. Репина на мостике в Абрамцеве)», 1879 и «Абрамцево», 1880. В «Летнем пейзаже» на фоне густой тенистой зелени заросшего парка, на старом, хлипком мостике через ручей стоит жена художника. Её изысканное белое платье, нарядная черная шляпка и туфли, хрупкая фигура и миловидное, повернутое в пол-оборота к зрителю лицо, создают контраст с густой тёмно-зеленой чащей абрамцевского парка и старым, местами провалившимся мостиком. Это сопоставление наводит на мысль о хрупкости человеческой жизни, недолговечности красоты и всепобеждающей силе природы и времени. Другая работа - «Абрамцево», 1880 изображает главный вход в усадьбу, окруженную высокими деревьями и буквально утопающую в зелени. Вся картина пронизана атмосферой теплого летнего дня.