Роль балета «Айжамал» в каракалпакском искусстве

Скачать статью на тему "Роль балета «Айжамал» в каракалпакском искусстве"
Author image
Timur
Тип
Статья
Дата загрузки
12.01.2024
Объем файла
48 Кб
Количество страниц
4
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
280 руб.
350 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение. Балет – один из видов сценической культуры, (с латинского: балло-танцую) его смысл раскрывается в музыкальных хореографических образах. Музыка балета, учитывая хореографический эмоциональный образ, метроритмику, пишется на основе балетного либретто. В отдельных случаях, хореографические решения появляются и после создания музыки. 30-40-годы XX века стали периодом формирования жанра балета в Узбекистане. С использованием узбекских музыкальных тем были созданы балеты «Хлопок» Н.А.Рославец, «Гуландан» Е.Г.Брусиловского, «Акылбек» С.Н.Василенко и т.д. [1]
Основная часть. В Каракалпакстане жанр балета появился с середины 90-х годов XX века. В 1996-году, автор гимна Республики Каракалпакстан Н.Мухаммеддинов, с целью создания профессионального искусства каракалпакского народа написал балет «Айжамал. Таким образом, был создан первый каракалпакский национальный балет «Айжамал» на музыку Н.Мухаммеддинова, либретто балетмейстера Т.Хожасова и поставлен на сцену. Балет состоит из двух актов, пяти картин [2]. 
Автор в балете «Айжамал» освещает тему любви музыкальным языком. Его мастерство в том, что главная тема произведения - о любви, и через неё затрагивает мировую проблему – останавливается на границе многодетности - бездетности, он показывает человеческие и нравственные качества, которые являются непременным условием между родителями и детьми.

 

Не найдено 

Список литературы
1. Национальная энциклопедия Узбекистана. – Tашкент: – Т. 1: 2000. – 326 с.
2. Дореволюционная каракалпакская музыка. – Нукус: Изд-во Каракалпакстан, 1976. – 94 с.
3. История каракалпакской музыки. – Ташкент: Изд-во Sano-Standart, 2018. – 76 с..
4. https://planetofhotels.com (дата обращения: 14.09.2022).
5. Марзияев, Ж.К. Истиқлол ва Қорақалпоғистон матбуоти (Независмость и печать Каракалпакстана) [Independence and the press of Karakalpakstan] // Экономика. Социальная защита. Образование. Занятность в XXI веке. матер. междунар. научн. прак. конф. – Самарканд: СамГУ, 2007. – С. 228–233.
6. Kamalova, D.E. Theoretical and practical study of the genre of novella in karakalpak literature // International Scientific Journal Theoretical and Applied Science. – 2020. №03(83). – P. 269-273. https://dx.doi.org/10.15863/TAS.2020.03.83.51

При этом, развивая народную мелодию “Пойдёмте, девушки”, превратив в танец девушек, которая исполняется вращением в круг, называет его “хороводом”. Автор ставит себе цель – воспеть в событиях балета добрые человеческие качества. В произведении с мастерством используя современные театрально-декорационные приемы, творчески обогатил события балета. 
Особенно, среди них занимает внимание собравшихся смешные действия предводителя аула Ешбая, который подготовил свое представление для женщин и девушек. Артисты, участвующие в спектакле, несмотря на жесткие условия хореографических возможностей, украшают красотой тела особенности чувств, свойственных человеческой психологии. 
Характерные признаки в исполнении главных героев спектакля - Айжамал и Касыма, их эмоциональное влияние на зрителей ни с чем несравнимо и стали неповторимыми образами. 
Роль Айжамал исполняет актриса Государственного театра оперы и балета имени Навои - Айжамал Толегенова (тёзки с героиней балета), героиня в спектакле с первых же картин привлекает внимание зрителей, поднимает знамя любви, как девиз до высоких вершин. 

 

Похожие работы