Профилактика нарушений чтения и письма у младших школьников
Аннотация. В статье рассматриваются причины возникновения дислексии и дисграфии, речевых нарушений, возникающих у младших школьников, а также профилактика этих нарушений. Актуальность профилактики нарушений чтения и письма у младших школьников заключается в наиболее ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития детей, предупреждении вторичных отклонений в развитии ребенка.
Ключевые слова: дислексия, дисграфия, профилактика, младшие школьники, упражнения, нарушение чтения и письма, психология, ребёнок, причины, профилактика.
Постановка проблемы. Сегодня научная, педагогическая и родительская общественность отмечает наличие такой проблемы, как недоразвитие речи, нарушение чтения и письма среди обучающихся начальных классов. С каждым годом количество таких детей возрастает, соответственно сегодня крайне актуально понимать, как выявить особенности предрасположенности к нарушениям чтения и письма (дислексии и дисграфии) у младших школьников, какие профилактические меры возможно использовать для оказания помощи таким детям. Ранняя профилактика дислексии и дисграфии у младших школьников проявляется в целенаправленной и своевременной коррекции психического развития детей, предупреждении вторичных отклонений в развитии школьника. Зачастую лишь с началом обучения в школе у большинства детей проявляется дислексия и дисграфия.
Содержание не найдено
Литература:
1. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Книга для логопедов – М. : Просвещение, 2003. – 336 с.
2. Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция – Ростов н/Д: «Феникс», СПб: «Союз», 2004. – 224 с. (Серия «Коррекционная педагогика»).
3. Лалаева Р. И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учеб.пособие. – СПб: Лениздат; Издательство «Союз». 2002. – 224 с. – (Коррекционная педагогика). (Изд-во «Союз»).
4. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 208 с.
5. Садовникова, И. Н. Дисграфия, дислексия: технология преодоления : пособие для логопедов, учителей, психологов, студентов пед. специальностей / И. Н. Садовникова. – Москва: Парадигма, 2011, 2012. – 279 с.
6. Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: Нарушение и восстановление : учеб.пособие / Л. С. Цветкова. – Москва : Юристъ, 1997.– 223 с.
Исследователи проблемы возникновения дислексии и дисграфии настаивают на том, что профилактика таких отклонений должна осуществляться уже с дошкольного возраста, в особенности у детей с речевыми нарушениями, задержкой психического развития, умственно отсталых и других категорий аномальных детей. Работа по развитию зрительно-пространственных функций, памяти, внимания, по формированию языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя, по устранению нарушений устной речи должна проводиться педагогами в содружестве с родителями систематически. Профилактика нарушений детской речи должна строиться на устранении имеющихся у ребенка причин, а также на предупреждении таких, которые могут приводить к появлению речевых нарушений. К сожалению, порой все же не удается целиком предупредить появление речевой патологии, и в данном случае проблема профилактики сводится к возможно большему смягчению плохих результатов уже подействовавших вредоносных факторов и к предупреждению возникновения вторичных и третичных нарушений речи на базе уже имеющихся [4].
Дисграфия и дислексия зачастую «дополняют» друг друга, встречаются вместе. Симптомами дисграфии считаются специфические ошибки, носящие стойкий характер, проявление которых не связано с нарушениями умственного развития ребенка или с непостоянством его школьного обучения. Учёные применили принцип поуровневого анализа специфических ошибок в целях лучшей организации коррекционного воздействия, что позволило выделить группы специфических ошибок на уровне буквы и слова, слова, предложения [5].