Хронотоп как ценностная единица определения художественного пространства и времени (на примере произведений чувашских писателей)

Скачать статью на тему "Хронотоп как ценностная единица определения художественного пространства и времени (на примере произведений чувашских писателей)"
Author image
Timur
Тип
Статья
Дата загрузки
12.01.2024
Объем файла
23 Кб
Количество страниц
5
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
280 руб.
350 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Аннотация. В статье рассматривается хронотоп как целостность пространственных и временных координат бытия. Представлены основные взгляды на проблему развития хронотопа в чувашской литературе. 

В литературоведении до ХХ в. проблема пространственно-временной организации не рассматривалась как насущная проблема. В первой половине ХХ в. литературоведы все чаще стали обращать внимание на тему пространственно-временной организации произведения и уже были написаны важные исследования, посвященные этой теме. 
Русский ученый М.М. Бахтин совершает революционное открытие в осмыслении категории времени и пространства в литературоведении, он является первым исследователем, который ввел в литературоведение понятие «Хронотоп». Под термином «Хронотоп» ученый подразумевает  взаимосвязь временных и пространственных отношений. Согласно мысли М. Бахтина, именно хронотопом определяются жанр и жанровые разновидности произведения. Время является  главным составляющим и ведущим началом в хронотопе произведений, а пространство вносит лишь конкретизацию, дополнение в произведение [2].  

Содержание не найдено

Литература
1. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. М.: Искусство, 1979. 446 с.
2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / Сост. С.Г. Бочаров; Текст подгот. Г.С. Бернштейн и Л.В. Дерюгина; Примеч. С.С. Аверинцева и С.Г. Бочарова. 2-е изд. М.: Искусство, 1986. 445 с.
3. Мышкина А.Ф. Чувашская художественно-философская и художественно-публицистическая проза второй половины ХХ века. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2005. 276 с.

Сведения об авторе статьи:
ЕМЕЛЬЯНОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА – кандидат филологических наук,  Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, г. Чебоксары, Чувашская Республика.

Война внесла коррективы во взгляды авторов произведений и заставила постоянно менять место своего пребывания, быть в движении. Именно это побудило писателей пересмотреть сюжетику и хронотоп произведений.
Публицист-новатор, который создает нового героя с иным хронотопом в чувашской литературе – А. Емельянов, он отходит от былых принципов отображения жизни. Творчество А. Емельянова – яркий образец художественного философского мышления второй половины ХХ века. В своих произведениях он стремится к пластическому строению художественного образа. Его герои – вдумчивые аналитики. Эта черта как раз определяет хронотоп прозы писателя.
Названия повестей публициста А. Емельянова («Имя», «Не ради славы», «Черные грузди») влияют на характер пространства и времени в произведениях. Особо важным становится проблема облика героев и эпохи того времени. 

Похожие работы