Теоретические аспекты формирования связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Данная статья посвящена теоретическим основам формирования связной монологической речи у детей с задержкой психического развития. Автором рассмотрены особенности формирования связной монологической речи у нормотипичных детей и детей с задержкой психического развития.
Ключевые слова: связная речь, монологическая речь, задержка психического развития, дошкольная образовательная организация, нормотипичные дети.
В настоящее время речевое развитие детей дошкольного возраста является одной из главных задач воспитания и обучения, определенных федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Процесс развития связной монологической речи позиционируется исследователями как центральная задача речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.[4]
Не найдено
Список литературы
Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб.пособие для студентов педвузов. — М.: ACT: Астрель, 2005. - 351,[1] с, - (Высшая школа).
Лалаева, Н.В. Серебрякова, СВ. Зорина. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений— М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004 (Коррекционная педагогика).
Слепович Е. С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: Кн. для учителя. – Мн.: Народная асвета, 1989 – 64 с.
Ушакова О.С. .Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова; Ин-т дошк. воспитания и семейн. образования РАО. - М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2001. - 236, [2] с.; 21 см.; ISBN 5-89939- 033-6.
К семи годам ребенок овладевает речью как полноценным средством общения (при условии сохранности речевого аппарата, если нет отклонений в психическом и интеллектуальном развитии, если ребенок воспитывается в условиях нормальной речевой и социальной среды).[4]Речевая деятельность детей с задержкой психического развития изучена недостаточно, однако исследования ученых выявили некоторые специфические особенности связной монологической речи. По данным В. И. Нaсoнoвoй и Е. С. Слeпoвич, высказывания детей с задержкой психического развития нецеленаправленны, обычно они используют примитивные грамматические конструкции, затрудняются связно выразить свою мысль. При составлении предложений по опорным словам у некоторых детей появляются недочеты в грамматическом оформлении речи. Ф. А. Сoхин отмечает, что при изложении своих мыслей дети с ЗПР допускают много ошибок в построении предложений, особенно сложных.