Проблемная ситуация как средство создания проблемного обучения
Введение. В процессе глобализации и формирования информационного общества огромное внимание уделяется воспитанию активной, творческой личности, способной самостоятельно находить решение разного рода проблем, мыслить логически. Учитывая всё новые требования к повышению качества организационно-методического развития интеллектуальных способностей учеников и к результатам реализации ФГОС, нельзя не проводить изменения в сфере образования. Использование проблемного подхода позволяет не только создать ситуации поиска, но и актуализировать собственный жизненный опыт. Таким образом, данный подход играет огромную роль в формировании современного квалифицированного специалиста.
Основная часть. В педагогической литературе есть несколько различных дефиниций понятия «проблемное обучение».
По В. Оконю проблемное обучение – это «совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание учеником необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретённых знаний» [Цит. по: 5, с. 151].
Т. В. Кудрявцев считает сутью процесса проблемного обучения выдвижение перед учащимися дидактических проблем, которые помогли бы им овладеть обобщёнными знаниями и принципами решения проблемных задач [5, c. 149].
Не найдено
Список литературы
Аитов, В. Ф. Об уровнях проблемности обучающихся заданий при овладении иностранным языком на неязыковых факультетах педвузов [Текст] / В. Ф. Аитов // Известия РГПУ А. И. Герцена. – 2006. – № 17. – С. 127–136.
Карташова, В. Н. Организационно-методическое обеспечение интеллектуального развития дошкольников в процессе проблемного обучения иностранному языку [Текст] / В. Н. Карташова, Н. В. Волынкина // Перспективы науки и образования. – 2021. – № 1(49). – С. 289–298. DOI: 10.32744/pse.2021.1.20
Пахомова, Н. Ю. Технология проблемного обучения на уроках английского языка [Электронный ресурс] / Н. Ю. Пахомова // Концепт. – 2017. – № 2 (февраль). – С. 142–146. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/170045.htm. (Дата обращения: 12.11.2021).
Рослякова, Л. М. Проблемное обучение как образовательная технология [Текст] / Л. М. Рослякова // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VI междунар. науч. конф., март 2015 г. – Уфа, 2015. – С. 206–210.
Ситаров, В. И. Проблемное обучение как одно из направлений современных технологий обучения [Текст] / В. И. Ситаров // Знание. Понимание. Умение.. – 2009. – № 1. – С. 148–157.
М. И. Махмутов в своём определении понятия делает акцент на познавательную самостоятельность, ориентированность обучения на формирование у учеников мировоззрения, а также на учёт целеполагания и принципа проблемности.
Таким образом, можно сказать, что, несмотря на небольшие отличия, все определения имеют в себе общие компоненты. Для полного понимания сущности проблемного обучения стоит отметить, что оно нацелено на: создание проблемных ситуаций; обучение учащихся в процессе решения проблем; сочетание поисковой деятельности и усвоения знаний в готовом виде; проявление учениками поисковой самостоятельности.
К общим функциям проблемного обучения можно отнести: усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности; развитие интеллекта учащихся, их познавательной самостоятельности; формирование диалектико-материалистического мышления; формирование всесторонне и гармонично развитой личности.