Развитие отечественной скульптуры во ii половине xviii – i половине xix века
Введение
Искусство скульптуры в России достигло высот мирового уровня. Культурная коммуникация позволяла делиться опытом и знаниями между людьми из разных государств, что привело Россию к постепенному развитию данного искусного дела, в отличие от других видов искусства, скульптура не имела в России столь длительных и сильных традиций. Скульптура с первых шагов объединяет портрет, монументальную статую, декоративный барельеф и медальерное дело. В основном в те времена использовалось восковое и бронзовое литье, реже - белый камень и мрамор. Широкое распространение получила лепнина из алебастра, резьба по дереву. Использование скульптуры в декоративных целях началось уже с петровских времен, в частности, барельефами украшались триумфальные сооружения, фасады Летнего дворца и т.п.
Скульптура (лат. sculptura, от sculpo - вырезаю, высекаю), ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………... 4
Глава 1 Скульптура второй половины XVIII века………..……………............ 7
1.1 Характерные черты скульптуры второй половины XVIII в……………….. 7
1.2 Известные скульпторы второй половины XVIII века………………………9
Глава 2 Скульптура первой половины XIX века………………………………16
2.1 Характеристика скульптуры первой половины XIX века………………...16
2.2 Известные скульпторы первой половины XIX века………………… ……19
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованной литературы…………….……………………………..25
Приложение…...………………………………………………………………….28
Прил. 1 Федот Шубин. Портрет М. Р. Паниной. Середина 70-х гг. XVIII в. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Прил. 2 Шубин Ф. И. Портрет Павла I. 1798 г.
Прил. 3 Шубин Ф. И. Портрет Павла I. 1800 г.
Прил. 4 Шубин Ф. И. Портрет Павла I. 1800 г.
Прил. 5 М. И. Козловский. Бдение Александра Македонского. 80-е гг. XVIII в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Прил. 6 М. И. Козловский. Памятник А. В. Суворову. 1799—1801 гг. Санкт-Петербург.
Прил. 7 М. И. Козловский Аякс, защищающий тело Патрокла. 1796 г.
Прил. 8 М. И. Козловский. Геркулес на коне. 1799 г.
Прил. 9 М. И. Козловский. Самсон, разрывающий пасть льва. 1800-1802 гг.
Прил. 10 Ф. Ф. Щедрин. Венера. 1792 г.
Прил. 11 Ф. Ф. Щедрин. Диана. 1798 г.
Прил. 12 Ф. Ф. Щедрин. Нева. 1804 г.
Прил. 13 Ф. Ф. Щедрин. Сирены. 1805 г.
Прил. 14 Этьен Морис Фальконе, Мари Анн Колло. Памятник Петру I («Медный всадник»). 1766—1782 гг. Санкт-Петербург.
Прил. 15 Ф. Г. Гордеев. Прометей.
Прил. 16 Прокофьев И. П. Морфей. 1785 г.
Прил. 17 Прокофьев И. П. Акид. 1801 г.
Прил. 18 Прокофьев И. П. Волхов. 1801 г.
Прил. 19 Прокофьев И. П. Тритоны. 1801 г.
Прил. 20 Прокофьев И. П. Триумф Нептуна. 1799 г.
Прил. 21 Мартос И. П. Минин и Пожарский. 1804 г.
Прил. 22 Мартос И. П. Истончение Моисеем воды в пустыне». 1807 г.
Прил. 23 Теребенев И. И. Заведение флота в России 1812-1814 гг.
Прил. 24 Орловский Б. И. Героям Отечественной войны 1812 г.
Прил. 25 Орловский Б. И. Памятник М. И. Кутузову.
Прил. 26 Орловский Б. И. Памятник М. Б. Барклаю-де-Толли.
Список источников и литературы
Источники:
1. Федот Шубин. Портрет М. Р. Паниной. Середина 70-х гг. XVIII в. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
2. Шубин Ф. И. Портрет Павла I. 1798 г.
3. Шубин Ф. И. Портрет Павла I. 1800 г.
4. М. И. Козловский. Бдение Александра Македонского. 80-е гг. XVIII в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
5. М. И. Козловский. Памятник А. В. Суворову. 1799—1801 гг. Санкт-Петербург.
6. М. И. Козловский Аякс, защищающий тело Патрокла. 1796 г.
7. М. И. Козловский. Геркулес на коне. 1799 г.
8. М. И. Козловский. Самсон, разрывающий пасть льва. 1800-1802 гг.
9. Ф. Ф. Щедрин. Венера. 1792 г.
10. Ф. Ф. Щедрин. Диана. 1798 г.
11. Ф. Ф. Щедрин. Нева. 1804 г.
12. Ф. Ф. Щедрин. Сирены. 1805 г.
13. Этьен Морис Фальконе, Мари Анн Колло. Памятник Петру I («Медный всадник»). 1766—1782 гг. Санкт-Петербург.
14. Ф. Г. Гордеев. Прометей.
15. Прокофьев И. П. Морфей. 1785 г.
16. Прокофьев И. П. Акид. 1801 г.
17. Прокофьев И. П. Волхов. 1801 г.
18. Прокофьев И. П. Тритоны. 1801 г.
19. Прокофьев И. П. Триумф Нептуна. 1799 г.
20. Мартос И. П. Минин и Пожарский. 1804 г.
21. Мартос И. П. Истончение Моисеем воды в пустыне». 1807 г.
22. Теребенев И. И. Заведение флота в России 1812-1814 гг.
23. Орловский Б. И. Героям Отечественной войны 1812 г.
24. Орловский Б. И. Памятник М. И. Кутузову.
25. Орловский Б. И. Памятник М.Б.Барклаю-де-Толли.
Литература:
1. Врангель Н.Н. История скульптуры. История русского искусства. Под редакцией И. Э. Грабаря в шести томах, т. У. - М,: Издание И. Кнебель.
2. Алексеев А.И., Измозик В.С. Культурология. История культуры России. – СПб.: СЗТУ, 2005. – 220с.
3. Борисовская Н. История русского искусства. В 2 томах. Том 2. Искусство XVIII - начала XX века. М.: Белый город, 2008. – 504с.
4. Горелов А.А. История русской культуры. – М.: Юрайт, 400с.
5. Грабарь И.Э. История русского искусства. – М.: АСТ, 2009. – 288с.
6. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Очерки. Вып. 2,3. М., 1975.
7. Доценко В.Д., Миронов В.Ф. Знаменитые люди Санкт-Петербурга: биографич. словарь. – СПб., 2002
8. Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура: учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.-544с.
9. Жуковский В.И. История русского искусства. Конспект лекций. – Красноярск: СФУ, 2007. – 397с.
10. Зотов А.И. Русское искусство с древних времен до начала XX века. М.: Искусство, 1979. – 416с.
11. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. – М.: Высшая школа, 2007.- 300с.
12. История русского искусства//под ред. М.М. Раковой и И.В. Рязанцева. Т.1. Искусство X – первой половины XIXв. М.: Изобразительное искусство, 1979. – 496с.
13. Леонов Л.А. Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников XVIII века. – М.: Искусство, 1952. – 396с.
14. Мусский С. А. Сто великих скульпторов. – М.: Вече, 2002
16. Новицкий А.П., Никольский В.А. История русского искусства. – М.: Эксмо, 2007. – 704с.
Электронные ресурсы:
1. Мякинина Н.П., Швец Т.Д. Русская скульптура XVIII века.: http://library.mephi.ru/data/scientific-sessions/1999/2/156.html
2. Шмидт И.М. Всеобщая история искусств. Том 4 Искусство 17-18 веков.: http://www.artprojekt.ru/library/arthistory4/22.htm
3. http://www.apxu.ru/article/kako/culpt/rucckaa_ckulptura_xxviii_veka.htm
4. http://protown.ru/information/hide/4715.html
5. http://www.koler.ru/section35/3211.html
6. http://istorus.ru/rossiya-1721-1917-goda/63-russkaya-kultura-vo-vtoroy-polovine-xviii-veke.html
Корни ее своеобразия таятся, естественно, в исторических особенностях эпохи. В тот временной промежуток, в Российской Империи были противоречия между двумя взглядами общества: феодально-крепостническим общественным строем и развивающимися в его недрах элементами капиталистического уклада хозяйства. Конец 50-х — начало 60-х гг. является переломным моментом в историческом развитии социума и всей России, связанный с длительным переходом от феодализма к капитализму.
С 60-х гг. и русская духовная культура начинает менять свои взгляды с направлений: классицизма, романтизма и т.д., на новый жанр: «реализм», это становится новой ступенью развития культуры великой державы.
В искусстве первой половины XIX в. можно выделить два отличающихся друг от друга этапа.
Конец XVIII- первая половина XIX века, является первым этапом в русской художественной культуры, которая обусловлена «золотым веком дворянства». Дворянское общество было оторвано от крепостного народа, который составлял большой процент населения России. Доказательство такому суждению, является восстание декабристов на Сенаторской площади в 1825 году., а, именно их поражение. После этого безумного события и неистовой реакции, наступает конец первого периода истории искусства Российской Империи.